Нынче не каждый, наверное, вспомнит имя-отчество юбиляра сегодняшнее дня. Оно «не отскакивает от зубов», как имена Льва Николаевича, Федора Михайловича, Николая Васильевича, Ивана Сергеевича, Антона Павловича…
Традиционно принято считать, что имя Ивана Александровича Гончарова (сегодня исполняется 210 лет со дня его рождения) находится в так называемом «втором ряду» русских прозаиков, в тени таких корифеев, как Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов…
А ведь у Гончарова был реальный шанс стать равным среди великих. В его распоряжении было целое десятилетие, чтобы приложить определенные усилия и занять вполне заслуженное место в «первом ряду».
Смотрите, какой тогда был расклад.
В 1847 году выходит в свет «Обыкновенная история» ГОНЧАРОВА, повествующая о молодом дворянине Александре Адуеве, мечтающем о великой деятельности и вечной любви. Но спустя некоторое время герой утрачивает весь свой романтизм и превращается в обыкновенного трезвого, прагматичного дельца.
Читающей публикой книга была принята «на ура!»
На литературной арене в это время происходит следующее: в этом же 1847 году ГОГОЛЬ выпускает свои «Выбранные места из переписки с друзьями», где, по сути, отрекается от художественного творчества, добровольно покидает литературное поприще.
У ДОСТОЕВСКОГО, конечно, его триумфальные «Бедные люди» уже увидели свет в 1846 году. Но будущий автор «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых» в 1849 году будет приговорён вместе с другими петрашевцами к каторжным работам. Почти на десятилетие он выпадет из литературной жизни (с 1850 по 1854 – омская каторга, затем до 1859 года – ссылка в Семипалатинск).
ЛЕВ ТОЛСТОЙ к этому времени ещё слишком молод. Повесть «Детство» у него пока только в замыслах. Литературный дебют писателя состоится лишь в 1852 году.
ТУРГЕНЕВ, при всей своей популярности, на рубеже 40-50-х годов работает в малом жанре. Его первый роман «Рудин» выйдет только в 1856 году. И именно тогда у Гончарова-романиста появится серьёзный соперник.
А пока на протяжении целых 10 лет именно Иван Гончаров находится в центре внимания любителей изящной словесности. Именно от него ждут новых литературных свершений того же уровня, что и «Обыкновенная история».
Но: Гончаров хранит упорное молчание и, в конце концов, вполне добровольно уходит в тень и занимает место «во втором ряду» русских классиков.
Почему так? Видимо, все-таки особенности характера. Размеренность, неуверенность в себе, отсутствие честолюбия, суеты…
За свойственную ему медлительность друзья прозвали будущего писателя «принц де Лень». Самому Гончарову это прозвище нравилось, и свои письма он часто подписывал так: «Гончаров, иначе принц де Лень».
Даже в свои молодые годы, будучи студентом Московского государственного университета, Иван Александрович был таким же неторопливо-медленным. Он абсолютно ничем не выделялся среди других студентов. А ведь в то время в Московском университете сверкало яркое созвездие имён: Лермонтов, Герцен, Белинский, Аксаков…
Крайне редко Гончаров, этот неторопливый, склонный к ранней полноте юноша, упоминается в письмах и мемуарах сокурсников. Видимо, он не принимал участия в бурной студенческой жизни.
Уже позже, в зрелые годы, в собственных воспоминаниях о студенческих годах Гончаров напишет, что всё у него было как у всех: он остро и глубоко переживал общественные события, с жадной требовательностью слушал лекции университетских профессоров, много читал, восторгался Пушкиным, усиленно работал над собой… Но всё это – без каких-то внешних эффектов, вне публичности.
Так вот. После «Обыкновенной истории» Гончаров молчал 12 лет. Знаменитый роман «Обломов» появился только в 1859 году. А потом ещё почти 10 лет читателям пришлось ждать «Обрыва» (1868).
Так повелось изначально. Гончаров годами исправно ходил на службу (а служил он первые 10 лет мелким чиновником (переводчиком) Департамента внешней торговли при Министерстве финансов, позже – в должности цензора Петербургского цензорного комитета), в кипучей литературной жизни участия почти не принимал…
Но наступал момент, и каким-нибудь летом писатель-чиновник брал длительный отпуск и отправлялся на заграничный курорт. Там, превозмогая отчаяние и неуверенность, садился за стол – и появлялся выстраданный долгими годами шедевр.
И всё же один раз Гончаров очень удивил своих друзей. Совершенно незаурядное и для многих неожиданное событие произошло в 1852 году. Сказать, что друзья писателя были вне себя от изумления – ничего не сказать! Склонный к размеренной жизни, а отнюдь не к авантюрам, литератор-чиновник вдруг покинул берега Невы и отправился в небезопасное кругосветное путешествие на борту военного фрегата «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина.
В обязанности Гончарова входило заполнение судового журнала, ведение делопроизводства, а также работа переводчиком во время переговоров с Японией, запланированных для этой миссии. Кроме того, Путятин надеялся, что как литератор Гончаров сможет написать яркую летопись похода. В своих письмах адмирал неоднократно отмечал, что «на фрегате Гончаров чрезвычайно полезен».
В результате этого морского путешествия появилась книга очерков «Фрегат «Паллада»».
А режиссеру Никите Сергеевичу Михалкову, конечно, огромное спасибо! Его гениальный фильм «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова» дал импульс к большой и весьма бурной общественной дискуссии. В её ходе было принципиально пересмотрено (!!!) отношение к образу Обломова.
Илья Ильич в исполнении Олега Табакова – это не столько апатичный ленивец, не желающий развиваться и действовать, и даже вовсе не ленивец, а скорее сбившийся с пути романтик. Добрый, мечтательный искренний, он не умеет и не желает жить по жестоким правилам мира сего, категорически отказывается выслуживаться перед важными персонами, заглядывать в рот начальству, прогибаться ради карьеры и приумножения своего состояния. Ну, не видит он в этом никакого высокого смысла…
Скажем прямо: такое переосмысление классического литературного произведения – явление уникальное! Невозможно себе представить, что сегодня на страницах журналов вдруг появилось бы множество острых полемических статей, посвященных переоценке образа Онегина. Или Чичикова. Или Раскольникова. Или Пьера Безухова…
Ну, и к финалу статьи, как всегда, похвастаемся. Книг И.А.Гончарова в фондах Центра чтения предостаточно. Есть все три его знаменитых романа, начинающиеся на букву «О» («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), изданные в разное время, в разных издательствах, с иллюстрациями разных художников. Есть знаменитая книга путевых очерков «Фрегат «Паллада»». Есть и полное собрание его сочинений, где, помимо художественных произведений, представлены письма и дневники писателя.
Никогда не поздно начать знакомство с русской классикой! Никогда не поздно продолжить это знакомство и перечитать на взрослую голову то, что изучалось в школе! Никогда не поздно насладиться хорошими, неторопливыми, умными текстами!
Добро пожаловать в Центр чтения!
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
На фото:
- Замечательный русский писатель И.А. Гончаров.
- И.А. Гончаров «Обыкновенная история».
- Портрет И.А. Гончарова. Художник И. Раулов, 1868.
- Портрет И.А. Гончарова. Художник К.А. Горбунов, 1847.
- И.А. Гончаров «Обломов».
- И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»». Для оформления обложки книги использована картина К.Черепанова «Фрегат «Паллада»».
- И.А. Гончаров среди офицеров фрегата «Паллада» (сидит в первом ряду, пятый слева).
- Кадр из фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова». (Илья Обломов – Олег Табаков, Ольга Ильинская – Елена Соловей, Андрей Штольц – Юрий Богатырёв).
- Медицинская сестра Гладышева Ирина Витальевна и ее сын Кирилл, ученик школы №11, стали сегодня абонентами Центра чтения. Они подбирают книги для летнего чтения по школьной программе, в числе которых и произведения Гончарова.
- 1426 просмотров