ЮБИЛЕЙ ПИСАТЕЛЯ. АРТУР ИГНЕЙШУС КОНАН ДОЙЛЬ (1859 – 1930)

22.05.2024 | 161 просмотра(ов)

Согласитесь, что детектив – один из самых популярных жанров литературы. Как говорила в своё время писатель Мариэтта Шагинян: «Дорогие мои! Я уже в таком почтенном возрасте, что мне не стыдно признаться: я обожаю детективы!!!» Так давайте же и мы (ладно, многие из нас!) тоже честно признаемся, что с удовольствием читаем истории о людях, разгадывающих криминальные загадки.

И хотя, по некоторым сведениям, подобные истории существовали ещё в древней Индии, первопроходцем в детективном жанре считают американского писателя Эдгара Алана По. Именно он создал в 1841 году первый настоящий детектив - рассказ «Убийство на улице Морг», в котором сыщик Огюст Дюпен распутывает сложное криминальное дело. За Дюпеном последовала целая плеяда знаменитых литературных сыщиков – от Шерлока Холмса до Эраста Фандорина. Большинство из этих образов возникали не на пустом месте. Авторы брали черты характеров своих знакомых, дорабатывали их – и получались яркие  литературные персонажи!

Бывало, что автор становился заложником популярности своего героя… Так, например, случилось с юбиляром сегодняшнего дня (165 лет со дня рождения!) сэром Артуром Конан Дойлем.

Читатели и поклонники историй про сыщика Шерлока Холмса  прекрасно знают, что автор безжалостно «убил» всеми любимого мастера дедукции, позволив ему сорваться в пучину Рейхенбахского водопада («Последнее дело Холмса»). Как оказалось, это коварное намерение зрело в голове и в душе писателя уже давно.

У Конан Дойля ведь были немалые амбиции. Он мечтал создавать великие исторические романы в духе Вальтера Скотта. А издательства и публика требовали всё новых и новых книг о приключениях гениального сыщика и его друга.

Вот тут-то в творческой жизни Дойля и возник серьёзный конфликт. Свои детективные произведения он рассматривал только как способ заработка. Холмс был для него чисто коммерческим проектом, который приносил стабильный доход, но не давал, видимо, морального удовлетворения. По крайней мере, сам писатель об этом неоднократно заявлял и  полностью соглашался с критиками, в один голос заявлявшими, что подобные сочинения – это не что иное, как «бульварное чтиво», «низкосортная литература» и т.д.

Хотя, кто из этих критиков мог бы поклясться, что, читая детективы Конан Дойля (а читали они их обязательно, хотя бы по долгу службы!), не испытывал интереса к захватывающему сюжету, лихо закрученной интриге и не желал бы  разгадать криминальные загадки?!?!

Истории про Шерлока Холмса стали по-настоящему народной литературой и принесли своему создателю славу и деньги. За 4 страницы текста о Холмсе автору, оказывается, платили столько, сколько многие получали за год упорной работы.

Рассказ, в котором впервые появились сыщик и его помощник-биограф, был напечатан в 1887 году и первоначально назывался «Запутанный клубок». Потом он стал повестью «Этюд в багровых тонах». Главных героев в первоначальном варианте текста тоже звали иначе: Шеридан Хоуп и Ормонд Сэкер. Именно эти два джентльмена позже получат другие, всемирно известные имена.

Несколько лет Конан Дойль «выпекал» рассказы про сыщика с Бейкер-стрит, как горячие пирожки. Но, в конце концов, он начал тяготиться своим персонажем: «Шерлок нагло крадёт внимание моих читателей. Он затмевает мои лучшие произведения». А лучшей своей книгой Дойль считал исторический роман «Белый отряд», повествующий о временах колониальной Англии.

В одном из писем матери он написал: «Дорогая матушка, я хочу убить Холмса, извести его навсегда и завязать с этим».

Однажды писатель отправился на отдых в Швейцарию и посетил местную достопримечательность – Рейхенбахский водопад. Именно здесь он принял окончательное решение безжалостно покончить с Шерлоком Холмсом.

Сказано – сделано! Идеальное место для совершения  «литературного преступления» было найдено. Конан Дойль быстро придумал и подходящего злодея, на которого возложил миссию расправы с поднадоевшим ему персонажем. Собственно, профессор Мориарти появился в рассказе только для того, чтобы погубить знаменитого сыщика. Он отлично справился с поставленной задачей. Впрочем, и сам погиб в том же водопаде.

Биографы утверждают, что во время учёбы в колледже самым нелюбимым  предметом будущего писателя была математика. А ещё Артуру изрядно доставалось от его соучеников – братьев Мориарти. Вполне понятно, откуда возник образ профессора Мориарти, в прошлом математика, а ныне звезды преступного мира.

Этот образ усиленно эксплуатируется в современном кинематографе, в изобразительном искусстве и даже в компьютерных играх…

А вот у самого Дойля злой гений Мориарти, этот «Наполеон преступного мира», появился всего лишь в двух произведениях – «Последнее дело Холмса» (1893) и «Долина ужаса» (1915). Ну, и ещё в пяти повестях просто упоминается его имя.

Итак, волею автора, Шерлок Холмс окончательно и бесповоротно погиб… Так, по крайней мере, казалось его создателю.

Читатели замерли…  Но ни один из них не поверил, что это всерьёз. Никто даже мысли не допускал, что великолепный Холмс может быть убит. Все были уверены, что это какой-то хитрый сюжетный ход, придуманный автором. А сам он в это время усердно трудится над продолжением, которое вот-вот обязательно появится на страницах журналов и в книжных магазинах.  

Но шло время, а новых книг о Холмсе и Ватсоне не было.

Вот тут-то Конан Дойль и почувствовал всю мощь народного негодования.

Первыми занервничали издатели. Они потеряли внушительную прибыль и бомбардировали Дойля телеграммами, умоляя одуматься. Ещё бы! Ведь 20 тысяч читателей отказались от подписки на журнал, где раньше печатались рассказы про Холмса.

Огромные толпы ежедневно собирались вокруг офиса редакции с лозунгами «Верните нам Шерлока Холмса!!!» и «Конан Дойль – убийца!». В  Лондоне все клерки по случаю «гибели» великого сыщика демонстративно оделись в траур. Более того, Дойлю стали звонить неизвестные личности с серьезными угрозами. Дескать, если в самое ближайшее время народный любимец не будет «воскрешён из мёртвых», то его бессердечный создатель отправится вслед за ним.   

Артуру Конан Дойлю пришлось крепко призадуматься. В призадумавшемся состоянии он пробыл около 9 лет, полностью отдаваясь работе над «серьезными» произведениями.

И всё-таки ему пришлось «воскресить» своего героя…

Последней каплей, намекают биографы, стало, якобы, письмо от самой королевы, в котором она деликатно, но весьма твердо заявила примерно следующее: «Смерть Шерлока Холмса – это ведь всего лишь хитрый ход гениального сыщика, не правда ли, господин писатель?!?»

Кто бы посмел возразить королеве!?!

И вот Конан Дойль возвращается к образу Холмса. Возвращается, но не «воскрешает» героя. В 1901-1902 годах журнал «Стренд» печатает с продолжениями «Собаку Баскервилей». Это были всего лишь воспоминания доктора Ватсона об одном из былых расследований Холмса.

И вот приятное совпадение! В этом же 1902-м году Конан Дойль был посвящен в рыцари. Рыцарским девизом стали слова: «Верен как сталь, прям как клинок» (пунктуация сохранена). Позже они будут начертаны на надгробии писателя.

Сам Дойль утверждал: «После этого – не значит вследствие этого»! Он подчеркивал, что награждение его титулом произошло за книги о бурской войне в Южной Африке, а отнюдь не за Шерлока Холмса!!! Как знать, как знать…

Повесть о зловещей гигантской собаке-призраке читающая публика приняла «на ура!» Но: мало кого устроило, что это были всего лишь воспоминания о былом. Публика требовала радикального «воскрешения» своего любимца.

И господину писателю пришлось смириться и ЭТО сделать. «Воскреснуть» Холмсу предстояло уже через год в рассказе «Пустой дом» (1903).

Канонический список произведений о Шерлоке Холмсе включает 60 произведений: 56 рассказов и 4 повести, которые сам писатель называл романами. Все они имеются в Центре чтения. Есть в фонде и те произведения, которые  Дойль считал «серьёзными», достойными читательского внимания в большей степени, чем детективы. Это – «Белый отряд», «Затерянный мир», «Страна туманов», «Приключения бригадира Жерара», «Маракотова бездна», «Отравленный пояс», «Когда земля вскрикнула», «Сэр Найджел»… Предлагаем  нашим читателям познакомиться и с этими произведениями тоже! Чтобы понять, почему писатель гордился именно ими. И самостоятельно сделать вывод: прав  был автор? Или не прав?

Добро пожаловать в библиотеку!

На фото: читатель с огромным стажем Радутная Рима Шарифовна (1942 г. рождения), в прошлом преподаватель музыкальной школы (класс фортепиано), ныне – пенсионер, с  удовольствием приходит в библиотеку, чтобы перечитать любимую классику, в том числе и классику детективного жанра.

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

 

Русский