Якшов Василий Никитич

04.07.2017 | 3207 просмотра(ов)

Якшов Василий Никитич (1910-1938), представитель первого поколения марийских профессиональных актеров.

Родился 3 июня 1910г. в д. Кандашбеляк (Кандашплак) ныне Новоторьяльского района РМЭ в крестьянской семье. В 1925г. после окончания школы-семилетки поступил в Краснококшайский педагогический техникум. Проучившись два года, перешел в Марийскую студию музыкально-драматического искусства. В 1929г. после окончания учебы был зачислен в труппу Марийского государственного театра.

Творческая биография актера началась с ролей в спектаклях по пьесам С. Чавайна «Мукш отар» («Пасека», 1928) и «Ильине вуд» («Живая вода», 1929), поставленных режиссером Н. Календером. Учитель Мичи в исполнении В. Якшова был подан как передовой человек своего времени, защитивший сироту Клавий не только из личной симпатии. В драме «Живая вода» В. Якшов создал образ Миклая. Оба спектакля вошли в репертуар созданного в 1929г. Марийского государственного театра, а в июле 1930г. были показаны на I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР в г.Москве.

С первых ролей в театре В. Якшов зарекомендовал себя как серьезный, самобытный актер, неустанно совершенствующий свое мастерство. Он обладал прекрасными сценическими данными: внушительной фигурой, выразительным лицом, красивым голосом. Играл, глубоко проникая в характер персонажа, убедительно раскрывая идею спектакля. Вскоре В. Якшов стал премьером, ему стали поручать роли героического и романтического плана, требующие психологической глубины и внешней выразительности.

Значительное влияние на становление творческой личности В. Якшова оказала работа с режиссером Н. Станиславским, возглавлявшим Маргостеатр в 1934—1936 гг. В спектакле «Кудырчан йур» по драме А.Островского «Гроза» (1934), ставшем заметной вехой в истории Марийского театра, В. Якшов исполнил роль Бориса. Ключом к раскрытию образа стало противоречие между внешним обликом и внутренней опустошенностью человека зависимого и несамостоятельного даже в любви. Партнерами актера в этом спектакле были актрисы А. Филиппова и Н. Конакова.

Среди сыгранных В. Якшовым ролей классического репертуара следует отметить роли Жадова (А. Островский «Доходан вер» / Доходное место, 1936), Дубровского (одноименная инсценировка повести А. С. Пушкина, 1937), Фердинанда (Ф. Шиллер «Йоратымаш да осал чоялык» / Коварство и любовь, 1938).

Интересные, запоминающиеся образы создал актер в спектаклях по пьесам современных драматургов. Таких как — Платон Кречет, главный герой одноименной драмы А. Корнейчука (1935), Мотыльков (В. Гусев «Чап» / Слава, 1936), Жухрай (Н. Островский «Кузе вурс шуаралтын» / Как закалялась сталь, 1937).

Наиболее полно талант В. Якшова раскрылся в постановках пьес марийских драматургов. Он блестяще исполнил роль предводителя марийских повстанцев в историко-героической драме С. Чавайна «Акпатыр» (1935) в постановке Н. Станиславского. Роль Акпатыра стала вершиной творческой биографии актера. Она получила высокую оценку во всесоюзной прессе.

В конце 1936 года творческую работу труппы возглавил первый профессиональный режиссер — мари Алексей Егоров (Маюк). Его первой работой в театре стала инсценировка повести А. С. Пушкина «Дубровский». В. Якшов играл в ней роль Владимира Дубровского.

Премьера спектакля, состоявшаяся в феврале 1937 года, совпала с объявленной Сталиным кампанией по борьбе «с буржуазным национализмом». После многочисленных арестов широко покатилась волна обличения «вредительства». Не случайно на собрании работников искусств республики (июнь 1937 года) жестокой «проработке» были подвергнуты А. Егоров, его жена актриса Анастасия Филиппова, Василий Якшов, композитор Яков Эшпай и др.

5 апреля 1938 года состоялась премьера пьесы Сергея Николаева «Салика» (тогда она называлась «Свадьба Полатова»). Она прошла, словно большой праздник. «С тех пор в «Салике» сменилось много исполнителей роли Эчука, но такого как Эчук Василия Якшова больше не было. Зрители, едва заслышав его песню, встречали актера аплодисментами. Василия Якшова народ очень любил», — так писал о своем товарище и земляке ветеран марийской сцены Г. М. Пушкин.

В. Якшов обладал разносторонним талантом, увлекался литературой, занимался художественным переводом. Работал над оригинальной драмой на историческую тему. В середине 30-х годов В. Якшов написал пьесу «Ику», которую планировалось включить в репертуар театра. Текст рукописи был утерян.

10 июня 1938 года актер Василий Якшов был арестован. Вслед за ним арестовали Алексея Егорова. Так родилось очередное «дело». По нему кроме Якшова, Егорова и Филипповой проходили еще трое актеров театра — Прасковья Мусаева, Анисим Мамуткин, Захар Белкин, а также певец Александр Янаев и др. Их обвинили в том, что они состояли (в несуществующей на самом деле) контрреволюционной угро-финской националистической повстанческой организации и готовили террористические акты.

29 октября 1938 года все они были расстреляны. 20 августа 1956 года решением Президиума Верховного суда Марийской АССР все они были реабилитированы.

Более подробно узнать о нашем земляке Василии Никитиче Якшове можно из литературы, которая находится в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна.

 

Кульбаева, Н. И. Артисты Марийского театра: биобиблиогр. справочник / Н. И. Кульбаева. - Йошкар-Ола , 2005 . – С. 250-253.

Василий Якшов // История и культура марийского народа: хрестоматия для учащихся 8-9 кл. / [сост.: А. А. Андреянов и др.]. - Йошкар-Ола, 1996. – С. 139-140.

Зайниев Г. У истоков Марийского театра / Г. Зайниев // Марийская правда. - 1985. - 29 июня. – С. 4.

Зайниев Г. Василий Никитович Якшов / Г. Зайниев // Марий Эл: время, события, люди: календарь знаменательных и памятных дат на 2000 год / Национальная б-ка им.С.Г. Чавайна. - Йошкар-Ола, 2000. – С. 98-99.

Русский