Юрий Иванович Пименов (1902 - 1977) – русский и советский художник, лауреат двух Сталинских и Ленинской премий, народный художник СССР.
«Новая Москва» - наиболее известная и любимая зрителем картина художника, по мнению художника Андрея Гончарова, «одна из самых удивительных по своей неувядаемой свежести». Она экспонировалась на предвоенной выставке «Индустрия социализма» и была причислена к классическим произведениям советского искусства. В ней цельно и гармонично слились бытовой жанр и городской пейзаж. Зритель смотрит на праздничный город, омытый летним дождём, словно через объектив камеры, установленной на заднем сиденье движущегося автомобиля.
Тридцатые годы прошлого века… Лучшие специалисты приезжали со всего мира, чтобы создать всесторонний план перестройки столицы, который вышел к 1935 году. Ради широких улиц и простора идёт реконструкция Москвы. И вот центр столицы в лесах. На месте двухэтажных домишек Охотного ряда кипит стройка. Некоторые здания переносились, всё остальное безжалостно сносилось. Создавались сооружения, соответствующие новым требованиям государства. Берега Москвы-реки одеваются в гранит. Возводятся новые мосты. Дороги заливаются асфальтом.
Москвич Юрий Пименов показывает облик новой Москвы с её кипучей, деловой жизнью, со стремительным движением вереницы машин и пёстрой толпы пешеходов, заполнивших тротуары центральной магистрали города. И всё это запечатлено с максимальной точностью и поэтическим вдохновением. И молодая светловолосая женщина (позировала супруга художника) в лёгком летнем платье, сидящая за рулём открытого автомобиля, и преображённый Охотный ряд с его новыми огромными зданиями, большими расчищенными пространствами улиц и площадей, мчащимися машинами, троллейбусами и автобусами, буквой «М» только что открытого метрополитена, уже ставшего неотъемлемой частью современной жизни столицы, - всё это помогает художнику создать образ обновлённой, праздничной Москвы, утопающей в жемчужном сиянии. И как писал искусствовед Игорь Долгополов, «во всём полотне Пименова разлито чувство увлечённости жизнью. Оно в цветах гвоздики, пунцовой и белой, прикреплённых к раме ветрового стекла. В блеске асфальта и в трепете алых флажков на Колонном зале Дома союзов. …Тайна очарования пименовского полотна – в движении, которое пронизывает каждый мазок в картине».
Автор выбрал для своего произведения остросовременную тему. Новый для живописи 1930-х годов образ автомобилистки появился в его творчестве не случайно. За год до создания полотна 45 участниц большого автопробега имени Сталинской конституции доказали, что женщина-водитель – это характерная примета новой реальности, а не уникальное явление.
Ю. И. Пименов использовал нестандартную манеру письма, более присущую импрессионизму. Так он смог отразить воздушность среды, её живость. Картина написана лёгкими, «скользящими» по поверхности холста мазками, «торопящимися» схватить и запечатлеть непосредственность и окрыляющую радость переживания постоянно открываемой художником поэзии родного города.
Информация подготовлена И.Н.Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 425 просмотров