ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ОВЕРЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ» (1890)

04.07.2022 | 1002 просмотра(ов)

(Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, г. Москва)

Винсент Ван Гог (1853-1890) – голландец по происхождению, но француз в душе. Он принадлежит Франции и является неотъемлемой частью её культуры.

Ван Гог прожил 37 лет. Только в 27 лет он решил стать художником. За десятилетний срок им было написано свыше 800 картин, и лишь одна из них нашла покупателя. Зато посмертная популярность работ художника достигла почти фантастических масштабов.

Душевно больной и одинокий Ван Гог находил прибежище в искусстве. Острота в восприятии действительности, перепады настроения сообщают произведениям художника сложное переплетение тем: восторг перед миром и пронзительное чувство одиночества в этом мире, щемящей тоски, беспокойства, отчаяния и кратких мгновений радости и умиротворения. Отсюда чаще всего пессимистический и тревожный, болезненно-нервозный характер его творчества, когда в картинах главенствуют тёмные, сумрачные цвета. Но в минуты просветления, душевного спокойствия менялась и манера его письма, и цветовая гамма. Такой недолгий период жизни Ван Гога произошёл во время пребывания в местечке близ Парижа Овере-на-Уазе. Правда, оверские произведения также разнообразны по своему звучанию. Есть в них и горечь жизни, есть и радость жизни. Если бы не знать о болезни и трагической смерти художника, кому бы пришло в голову, что картину «Овере после дождя» он написал за месяц до самоубийства.

Ван Гог нашёл Овере-на-Уазе местом «очень красивым, со множеством старых, соломенных крыш. Это настоящая деревня, самая обычная и живописная». Здесь он работал с большим рвением и за 65 дней написал около 70 картин. Среди них особенно выделялся пейзаж «Овере после дождя», в котором царит настроение умиротворения, свежести, большого простора. Сверкают голубые, золотисто-жёлтые, красные, изумрудно-зелёные цвета. Чувствуется влияние импрессионистов, для которых свойственны светлые тона, краски чистых цветов, свободный, динамичный мазок.

Мы видим капустные гряды на ближнем плане, а это всего лишь змеящиеся зелёные и голубые полосы краски; чувствуем сырость непросохшей после дождя дороги – для этого достаточно нескольких энергичных мазков, обозначающих отражение повозки на влажной поверхности. Лошадь кажется совсем живой, а она написана также всего лишь несколькими мазками, скобками, нанесёнными поверх зелёного фона поля. Ощущение такое, что движутся не только поезд с клубами дыма и лошадь с повозкой, а движением как будто охвачено всё большое пространство. Поля улетают к горизонту и словно перемещаются на глазах.

Для этой картины Ван Гог отдал предпочтение матовым, пастельным краскам, поэтому произведение получилось светлым, спокойным и почти радостным.

Выставка работает до 1 октября 2022 г.

Куратор выставки – отдел литературы по искусству (2-й эт., каб. № 36)

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский