В. И. Суриков – величайший русский живописец (1848-1916). По его картинам можно изучать исторические события, происходившие в России в разное время («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» и др.)
На картине «Переход Суворова через Альпы» изображён один из эпизодов швейцарского похода А. В. Суворова в конце XVIII века. Вероятно, изображённая сцена имеет отношение к окончанию альпийской эпопеи, переходу через Паникс, когда суворовская армия спускалась с гор. Художника мало интересовала документально-эпизодическая сторона, для него было важно раскрыть морально-психологическую сущность события. Он писал: «Главное у меня в картине – движение. Храбрость беззаветная – покорные слову полководца идут».
Беспримерный героизм и подвиг русских людей свершился в самых непривычных и крайне тяжёлых условиях. В.И.Суриков вспоминал: «Я ездил в Альпы, зарисовывал с натуры места перехода. Какой ужас там. Не верится, чтобы даже Суворов мог перейти Альпы в этих местах. А всё же перешёл».
Перед нами отвесная, покрытая обледеневшим снегом гора, за которую цепляются облака. Художник обрезал вершину горы, и неясно, как высоко она уходит вверх. Не видно, где кончается пропасть. Она кажется бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас.
Марширующий строй переходит в хаотическое скольжение отдельных солдат, спускающихся по крутому спуску. Тревога на лицах людей в задних рядах переходит в откровенный страх, и только безграничное доверие к своему полководцу и вера в успех толкает их вперёд. Седовласая фигура Суворова заметна не сразу, а лишь по взглядам солдат, которые улыбаются в ответ на шутку гениального полководца. Не все лица солдат спокойны. Вот воин, осеняющий себя крестным знамением, у другого в глазах можно прочесть ужас от падения в пропасть и т. д. Однако знамёна в надёжных руках, а барабанщик готов через несколько минут выбивать дробь, задавая ритм движению воинов. А.В. Суворов верил в своих «чудо-богатырей», и художник показывает полное единение полководца с ними.
Законченная и выставленная в 1899 г. на обозрение картина совпала со столетием события. Она была приобретена императором Николаем II.
Выставка экспонируется на 2 этаже, около каб. №36 (отдел литературы по искусству).
- 2437 просмотров