ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА В. Г. ПЕРОВ «ПОРТРЕТ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО», 1872 (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва)

11.11.2021 | 929 просмотра(ов)

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – один из крупнейших художников второй половины XIX века. Начало 70-х годов его творчество было ознаменовано временем высших достижений в портретной живописи. Художник пришёл к портрету после многих лет работы в области жанровой живописи («Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и др.), отличавшейся правдивостью и реалистическим отображением жизни простых людей.

Такими же чертами наделены и портреты выдающихся деятелей культуры того времени.  Для них были свойственны простота, искренность, естественность и отсутствие какой бы то ни было позы. Таковы образы драматурга А. Н. Островского, писателя И. С. Тургенева, лингвиста В. И. Даля, поэта А. Н. Майкова. Но подлинной вершиной В. Г. Перова в этом жанре явился портрет Фёдора Михайловича Достоевского, выполненный по заказу мецената и основателя известной галереи П. М. Третьякова. Перов с большой симпатией относился к Достоевскому и особенно высоко ценил его роман «Преступление и наказание». Во многих вопросах их объединяла общность взглядов и одинаковые убеждения. Он вёл с ним философские беседы и вызывал на споры, чтобы запомнить в этот момент выражение лица писателя. Художник увидел в Достоевском, авторе «Бедных людей», «Записок из мёртвого дома», «Униженных и оскорблённых», мастера слова, стремившегося найти какую-нибудь человеческую черту в самом ожесточённом сердце.

 Супруга писателя Анна Достоевская отмечала, что Перов в портрете «сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Фёдор Михайлович имел, когда был погружён в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского» (в то время он работал над романом «Бесы»).

Согбенная фигура Достоевского выступает из полумрака. Колорит портрета строится на тонких градациях серого и коричневого тонов и оживляется красными полосками чёрного галстука. С обеих сторон от писателя художник оставил много свободного пространства, что создаёт эффект отдалённости сидящего от зрителя.  Болезненно-измождённый, усталый, измученный неразрешимыми противоречиями жизни, писатель погружён в себя: его взор неуловим для зрителя (Перов пишет Достоевского в трёхчетвертном повороте).  Но лицо как бы светится изнутри, передавая напряжённую работу мысли, его нервную выразительность.  А цепкий, «замковый» жест крепко сплетённых рук зримо отгораживает его от внешнего мира. Трудно не согласиться с художником, сказавшим, что в портрете Достоевского «выражен даже характер писателя». А другой знаменитый русский портретист И. Н. Крамской писал П. М. Третьякову: «…Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще».

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, заведующей отделом литературы по искусству.

Русский