Пётр Петрович Кончаловский (1876 – 1956) – русский и советский живописец, академик АХ СССР, народный художник РСФСР. Представитель русского авангарда и социалистического реализма. Не будучи официальным художником, он пользовался беспрецедентным уважением властей и завоевал всеобщее признание благодаря оптимистическому пафосу своего искусства. Любовь к жизни и её утверждение сказалось во всём творчестве художника, но особенно это проявилось в произведениях, посвящённых цветам. Среди советских художников вряд ли найдётся другой живописец, который отдал бы им так много внимания, будь то простые полевые букеты или ветка розы, фиалки или пионы, или знаменитая сирень. Цветы в натюрмортах Кончаловского сохраняют не только свежесть своих красок, но и, кажется, свой естественный аромат.
Первые букеты датируются 1907 годом, затем они будут встречаться всё чаще. «Цветы – великие учителя художников: для того, чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица», - утверждал П. Кончаловский.
Цветы на холстах живописца появлялись обычно весной. Май – время цветения сирени. Её он писал больше всего: насчитывается более 40 «сиреневых» полотен, которые стали своеобразным атрибутом творчества мастера. По воспоминаниям внучки Катерины, Пётр Петрович в период цветения писал сирень каждый день. Особенно активно он обращался к этому образу, когда приобрёл усадьбу Бугры в Калужской области. Её бывший владелец, доктор Иван Трояновский, был увлечённым садоводом и высадил более 10 сортов сирени (кстати, впоследствии, в честь русского художника был выведен новый сорт сирени «Пётр Петрович Кончаловский»). В Буграх Кончаловский и создавал «сиреневые» натюрморты, которые затем получили широкую известность. Букеты были всегда разные и никогда не повторялись. Художник писал сирень в корзинах, стаканах, вазах, кувшинах, на фоне сада и интерьера.
В натюрморте «Сирень в корзине (Героическая)», созданном в 1933 году, кисть художника передаёт характер отдельных лепестков, живой изгиб веток, нерушимую цельность тяжеловесных сиреневых гроздей. На фоне тёмного стола и серого оттенка стены сирень с её буйством красок, во всей красе сияет ещё ярче.
По поводу второго названия картины «Героическая» было несколько объяснений. Первое, скорее всего соответствует словам наркома просвещения А.В. Луначарского, который писал, что «Кончаловский необыкновенно радостно воспринимает жизнь, хотя в этой жизни много горя, страданий, борьбы». Второе предположение связано с особенностью сирени, когда, обламывая её ветки, она - неубиваемая, героическая - на следующий год будет цвести ещё ярче, пышнее, веселее.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 335 просмотров