ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. Н. П. БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ «УСТНЫЙ СЧЁТ. В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ С.А. РАЧИНСКОГО», 1895 (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва)

06.02.2024 | 164 просмотра(ов)

Имя этого художника долгое время  было забыто в нашей стране, и только сравнительно недавно о нём всё чаще стали вспоминать в журнальных статьях, телевизионных передачах, а в издательстве «Белый город» была выпущена книга-альбом о его жизненном и творческом пути.  А ведь в России в конце XIX начале ХХ века репродукции картин этого живописца постоянно публиковались в букварях, учебниках и хрестоматиях, издавались в открытках и были понятны по содержанию всем слоям населения.

Имя этого художника – Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 - 1945), и писал он в основном картины из жизни крестьянских детей, потому что их жизнь была близка ему самому – выходцу из простой деревенской семьи: «Я ведь от земли, отца не ведал; я незаконнорожденный от бедной бобылки. Был пастушком».

Неизвестно, как сложилась его судьба, если бы не встреча с Сергеем Александровичем Рачинским. Это был уникальный человек, настоящий подвижник. Профессор Московского университета, ботаник и математик, Рачинский прервал свою карьеру и поселился в своём родовом имении Татево Смоленской губернии (ныне Тверская область). С тех пор вся его жизнь, более 30 лет, была связана с педагогикой и народным просвещением. На собственные средства Рачинским было построено множество школ для крестьянских детей. Кроме основных предметов (чистописание, арифметика, чтение) в школах преподавали основы земледелия, строительства и пчеловодства. Обучение по системе Рачинского основывалось на религиозном воспитании и любви к Отечеству, родной природе, национальной музыке и фольклору, рисованию, русской литературе. Особое значение он придавал устному счёту – необходимой и весьма полезной, как он полагал, умственной гимнастике. Об этом самая известная картина Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Урок арифметики проходит в классной комнате с дощатыми стенами и полами, изразцовой печью и грифельной доской. На стене – репродукция картины Виктора Васнецова «Владимирская Божия Матерь с младенцем». Судя по внешнему виду детей, можно понять, что они из семей с разным достатком: кто-то в сапогах и добротной одежде, а кто-то в худых рубахах и штанах и лаптях. На доске задан пример, который нужно решить устно. Задачка непростая, и все мальчики с увлечением окунулись в её решение. Полотно интересно тем, что на нём изображены реальные дети, обучавшиеся в реальной школе в с. Татево, которая существовала до 1974 года.

На первом плане изображён Ваня Ростунов: его задумчивый облик свидетельствует о том, что ещё немного и будет высчитан правильный ответ. «Вот так задача» - жестом руки, почёсывая затылок, «говорит» белобрысый мальчик, стоящий поодаль (Григорий Молодёнков). Группа учеников у доски внимательно всматривается в пример, также пытаясь решить его в уме. А один из мальчиков (Сергей Куприянов), по-видимому, уже знает ответ, о чём на ухо шепчет учителю. Учитель и есть Сергей Александрович Рачинский (1833-1902). Его образ художник часто изображал в своих картинах, как дань уважения и признательности человеку, который принял большое участие в судьбе  Богданова-Бельского (в 1903 г. указом Сената художник  получил вторую часть своей фамилии - «Бельский» - по названию уезда, где родился, в связи с получением звания академика). С. А. Рачинский лично занимался с ним рисованием, отдал его затем в иконописное училище Троице-Сергиевой лавры, а впоследствии оплатил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Н. П. Богданов-Бельский писал: «На дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан…»

Картина «Устный счёт» обрела огромную популярность, и сегодня, когда современным школьникам она демонстрируется на уроках, они так же, как и её герои, пытаются решить пример, написанный на доске.

А вы сможете дать правильный ответ?

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, сотрудником отдела литературы по искусству.

 

Русский