ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже», 1897 (Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург)

09.10.2023 | 786 просмотра(ов)

Камиль Писсарро (1830 - 1903) – французский живописец, один из основателей импрессионизма, сформулировавший его главные принципы и ставший учителем и наставником для молодых художников-новаторов. «Его способность сохранить со всей непосредственностью первое впечатление, придаёт искусству Писсаро сияющую свежесть», - писал о художнике исследователь его творчества Р. Конье.  Главными темами работ К. Писсарро были: природа в её разных состояниях, жизнь деревенских жителей, уличные сцены городов.

В возрасте 66 лет художника настигла болезнь глаз. Зрение оставалось хорошим, но глаза его перестали переносить яркий свет, и работа на пленэре (работа художника на открытом воздухе, вне мастерской) стала невозможной. Художник переехал в Париж и начал писать виды из окна. Так постепенно на его полотнах появился чуть ли не весь город – набережные, мосты, площади, виды на Сену. Одним из главных героев этого периода стал бульвар Монмартр, который К. Писсарро писал из номера Гранд Отеля де Росси (Русский отель). Была создана целая серия, состоящая из 13 картин, которая представила зрителям бульвар во все времена: в утренней дымке; залитым солнцем и погружённым в дождливый день; в предвечерних сумерках и под светом звёзд. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов.

В картине «Бульвар Монмартр в Париже» для художника было важно не просто изображение парижского проспекта, а впечатление от улицы и всех её составляющих элементов. Он впечатлён тем фактом, что мог не только «видеть всю длину бульвара», но и «почти с высоты птичьего полёта наблюдать экипажи, омнибусы, людей между большими деревьями, большими домами, которые нужно было расположить прямо». Знаменитый бульвар привлекает его своей оживлённостью, и Писсарро  удалось с большой убедительностью передать атмосферу и ритм городской жизни. Живописная техника легка и изящна. Колористическое мастерство художника проявилось в том, что он сумел рассмотреть и передать нам разнообразие оттенков: серебристого, зеленоватого, розового и жёлтого. Судя по блестящей мостовой, по-видимому, недавно прошёл дождь, по светло-голубому небу плывут белые дымовые облака. Но, несмотря на, казалось бы, неяркие краски дня, картина создаёт хорошее настроение. Париж всегда красив, деловит и при всём этом поэтичен.

Картина «Бульвар Монмартр в Париже» была продана вначале Э. Т. Депо, а затем, в 1901 г., через аукцион, приобретена русским купцом М. П. Рябушинским. С 1917 по 1925 гг. полотно находилось в Государственной Третьяковской галерее, далее его судьба была связана с коллекциями Щукина и Морозова, которые объединили современное искусство под названием Государственного музея нового западного искусства. В настоящее время «Бульвар Монмартр в Париже» принадлежит коллекции Государственного Эрмитажа.

Выставка работает до 31 декабря 2023 г. (2-ой этаж, ок. каб. № 212)

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский