ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: ИВАН НИКИТИЧ НИКИТИН «ПОРТРЕТ ПЕТРА I», 1721 (Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург)

07.04.2022 | 467 просмотра(ов)

Иван Никитич Никитин (ок. 1690 (?) - 1742) – «персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и у нашего народа добрые мастеры». И Пётр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня.

И. Н. Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. В Москве учился, скорее всего, при Оружейной палате, только там можно было овладеть ремеслом живописца. Затем был переведён в Санкт-Петербург, где обучался у немецкого художника И. Таннауэра, одного из иностранных учителей, которых пригласил Пётр в Россию. Достаточно быстро Никитин доказал свои способности, став одним из ведущих художников при дворе и занявшим прочное положение в окружении Петра I.

Художник писал портреты императора неоднократно, что подтверждается собственноручными записями государя в его дневниках. Упоминание о художнике в дорожных журналах Петра появляется в апреле 1716 г., в период заграничных поездок государя, а так же в 1721 г., когда царь пребывал в Финском заливе на о. Котлин: «На Котлине острову перед литоргию писал его величества персону живописец Иван Никитин». Поэтому можно предположить, что портреты Петра I писались с натуры.

Портрет Петра I в круге написан в последние годы жизни императора. Он предельно прост: никаких аксессуаров, орденов, регалий власти. Погрудное изображение человека в тёмной одежде почти сливается с нейтральным фоном, лицо резко и скульптурно выступает из темноты. Портрет не многоцветен – изысканная и тонко разработанная гамма тёмно-коричневых, тёмно-зелёных, серебристо-серых и чёрных тонов создаёт спокойное, гармоничное и очень строгое целое. Самое светлое пятно – белый шейный платок подчёркивает выразительную пластику лица. Художник ярко выделил главные черты Петра: мощь и волевой характер, а также его внутренний стержень настоящего правителя, на которого возложена тяжёлая историческая миссия. Взгляд императора, направленный прямо на зрителя, удивляет своей проницательностью и прозорливостью, в нём чувствуется громадная самоутверждающая сила и одновременно усталость. Он находится в состоянии глубокой и сосредоточенной думы: на кого оставляет эту «недостроенную храмину» - Россию.

 

Выставка работает до 1 июля 2022 г.

Куратор выставки: отдел литературы по искусству (2 эт., каб. № 36)

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский