«Преславный мудрец, философ зело хитрый… книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец», - так характеризует Феофана Грека (1330-е - ок.1415) талантливый писатель, его современник, монах Епифаний Премудрый.
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грек. На Русь, где нашёл свою вторую родину, он приезжает в возрасте 35-40 лет. К этому времени Феофаном было расписано 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), а оттуда – в Новгород. В Великом Новгороде, по-видимому, Феофан Грек прожил довольно долго (работал над фресками церкви Спаса Преображения), затем, проработав некоторое время в Нижнем Новгороде, приезжает в Москву. Здесь он расписал три кремлёвских храма: церковь Рождества Богородицы, Архангельский, Благовещенский соборы.
Феофан Грек писал не только фрески, но также иконы. К сожалению, до нас не дошло ни одной его станковой работы этого периода. Но сохранилась знаменитая двусторонняя икона Донской Богоматери. На её обороте изображено Успение Богородицы.
Лицевая сторона иконы представлена в иконографическом типе Умиления: Мария и младенец Христос поглощены исключительно друг другом. Христос совсем по-детски тянется к щеке Марии, и она отвечает ему прикосновением руки, наклоном головы, ласковым светом глаз. Это подлинный образ нежности и любви. Лицо Марии полно печали. Богоматерь как бы предвидит участь своего сына. Но её лицо не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости.
Умножены в облике ласкающегося к Матери младенца атрибуты Владыки мира: украшены царским клавом и пронизаны золотым ассистом его одежды, левая рука сжимает свиток – знак принесённого им в мир учения, а правой рукой младенец не обнимает Мать – она простёрта в жесте обращённого к ней благословения.
«Богоматерь Донская» происходит из Успенского собора города Коломны. В Коломне Дмитрий Донской собирал войско перед походом на Дон, где на Куликовом поле произошла битва с войсками хана Мамая. Вернувшись победителем, князь приказал расписать фресками Успенский собор. И сейчас считается наиболее достоверным, что одновременно с росписью собора, как бы в память о великой победе, был написан и тот радостный чудотворный образ Богородицы, который со временем получил имя «Донской». Со временем икона была передана в московский Благовещенский собор, а оттуда – в Третьяковскую галерею.
Таким образом, икона «Богоматерь Донская», как это часто бывало в русской истории, одновременно является и видным историческим памятником, и выдающимся произведением искусства.
Клав (лат. clavus) — нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан.
А́ссист (лат. assisto — стоять рядом, присутствовать) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света. Традиционно ассистом расписываются прежде всего одежды Христа.
Выставка работает до 1 апреля 2020 г. (2-й этаж)
Куратор выставки: отдел литературы по искусству (каб. № 36)
- 2549 просмотров