В 2025 году Россия отмечает знаменательный праздник – 500 лет с начала освоения Северного морского пути (СМП). Президентом Российской Федерации подписан Указ «О праздновании 500-летия начала освоения Северного морского пути».
В далёком 1525 году в дипломатических донесениях русского посланника Дмитрия Герасимова впервые зафиксировано описание возможного морского маршрута вдоль северных берегов Евразии – от холодных вод Баренцева моря до устья великой сибирской реки Оби. Именно с этой точки принято отсчитывать официальную историю освоения СМП. До начала XX века его называли Северо-Восточным проходом.
В 1755 году Михаил Ломоносов впервые дал глубокое научное обоснование возможности освоения Северного морского пути, предложил конкретные маршруты и организационные решения. «Северный океан, – по мнению Ломоносова, – есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединённая с беспримерною пользою, чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку».
В отделе естественно-научной и технической литературы оформлена выставка-инсталляция «Северному морскому пути – 500 лет!». Издания, представленные на ней, описывают истории арктических исследований, начиная с русских поморов и заканчивая современными научными экспедициями.
В течение веков СМП был и дорогой мужества, и тропой отчаяния. Он объединял прибрежные сёла поморов и служил выходом к Мировому океану, становился ареной международных экспедиций и полем для научных открытий. История освоения данного пути полна героизма российских мореплавателей.
В середине XVII века мореход Семён Дежнёв пройдёт по проливу (впоследствии – Берингов пролив) между восточной точкой Евразии и западной точкой Северной Америки. В честь Дежнёва назовут в 1848 году мыс в этом проливе – крайнюю северо-восточную точку Азии. Книга Н. И. Никитина «Землепроходец Семён Дежнёв и его время», изданная в 1999 году, посвящена 350-летию первого плавания русских мореходов из Северного Ледовитого океана в Тихий (сентябрь 1648 г.). В ней рассказывается о трудной, героической, яркой и вместе с тем буднично-простой для своего времени жизни русского землепроходца, казака Семёна Ивановича Дежнёва.
В XVIII и XIX веках российские экспедиции заложили основы для дальнейшего освоения СМП. Такие известные исследователи, как Витус Беринг, Фёдор Литке, Семён Челюскин, составляли карты, изучали течения и льды, искали более короткие пути из Европы на Восток.
Окончанием открытия Северного морского пути считается 1743 г. – тогда экспедиция Витуса Беринга преодолела пролив, добравшись до Камчатки и Аляски. Книга Беринга «Камчатские экспедиции», изданная в 2014 году в серии «Великие русские путешественники», подробно описывает Первую и Вторую Камчатские экспедиции под руководством Беринга. Русский мореплаватель датского происхождения, капитан-командор Витус Беринг в 1725–1730 годах осуществил Первую Камчатскую экспедицию. В ходе экспедиции удалось выполнить картографирование побережья Камчатки и Чукотки. Беринг обогнул полуостров с юга и доказал, что Камчатка не соединена сушей с Японией. Главным его открытием стало обнаружение и исследование пролива между Азией и Северной Америкой, которому впоследствии присвоили имя Беринга.
В 1733 году командор организовал Вторую Камчатскую экспедицию (Великая Северная экспедиция). Экспедиция продолжалась около десяти лет и была сопряжена с многочисленными трудностями и испытаниями. В ходе этого похода капитан-командор Витус Беринг трагически скончался. Отряды Великой Северной экспедиции закартировали всё побережье Ледовитого океана от Белого моря до устья Колымы, что дало возможность россиянам уже в XVII–XVIII веках представлять великий северный водный путь во всём его огромном протяжении от берегов Европы до Камчатки и Китая.
Северо-Восточный проход представлял серьёзную угрозу для судов из-за обширных полей морского льда. Адмирал Степан Макаров предложил решение этой проблемы, и в 1899 году был спущен на воду ледокол «Ермак». Он стал первым в мире ледоколом, способным ходить в тяжёлых льдах. Так начался новый период в истории Арктики – исследование маршрутов и научное изучение её климата, геологии и богатств.
В серии «Великие русские путешественники» в 2014 году издана книга С. О. Макарова «“Ермак” во льдах» – рассказ прославленного адмирала о ледовых рейсах первого в мире ледокола арктического класса. С. О. Макаров был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути и был руководителем комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897–1898). Адмирал Макаров дал славное имя кораблю в честь исследователя Сибири Ермака Тимофеевича. В марте 1899 года Макаров участвовал в испытании судна и перегоне его из Ньюкасла (Англия), где оно было построено, в Кронштадт через льды Финского залива. В 1901 году Макаров ходил на «Ермаке» в Баренцевом море в тяжёлых ледниковых условиях. Дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и к северо-западным берегам Новой Земли. Макаров рассчитывал пройти на судне всю Арктику. Легендарный «Ермак» ходил в научные экспедиции по Арктике, пережил три войны, спас немало других кораблей и успел сходить в плавание с «внуком» – атомным ледоколом «Ленин». Заслужил орден Ленина за боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны и освоение Северного морского пути.
За 500 лет СМП превратился из опасного маршрута в магистраль мирового значения. Северный морской путь – важнейшая транспортная артерия России, связывающая регионы и способствующая развитию Арктики и Дальнего Востока. Он на 40 % короче пути через Суэцкий канал. Современный СМП проложен по морям Северного Ледовитого океана: Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому. Протяжённость СМП от Карских Ворот до бухты Провидения – около 5 600 км. Этот маршрут обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири, чтобы перевозить топливо, оборудование, полезные ископаемые и природные ресурсы. Особое внимание уделяется экологии: внедряются суда на СПГ, технологии мониторинга и защиты арктической природы. Однако даже сегодня, когда Россия имеет самый большой ледокольный флот, полноценная эксплуатация СМП все 12 месяцев в году невозможна. Стратегическая цель России – сделать Северный морской путь круглогодичным к 2035 году.
Приглашаем всех желающих познакомиться с выставкой «Северному морскому пути – 500 лет!» до 15 октября 2025 года.
Информацию подготовила Г. Б. Леденейкина, заведующая отделом естественно-научной и технической литературы
- 113 просмотров