ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИСТ. Культура в эпоху цифровой экономики

26.10.2022 | 428 просмотра(ов)

Ваньков В. В. Культура в эпоху цифровой экономики / В. В. Ваньков // Библиотеки нового поколения. – 2020. – № 1. – С. 5-12.

Цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых технологий. Такое определение приводит автор статьи «Культура в эпоху цифровой экономики», опубликованной в журнале «Библиотеки нового поколения», директор Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ Вадим Валерьевич Ваньков.

В статье говорится о развитии библиотечного дела и культуры в эпоху цифровых технологий, а также о цифровых проектах Министерства культуры России. Автор останавливается на понятии «библиотеки нового типа», их развитии как интеллектуальных центров, роли библиотек в сфере цифрового кураторства. Большая часть статьи посвящена цифровым ресурсам и технологиям, которые библиотеки могут использовать в своей повседневной работе для проведения различных мероприятий и ознакомления читателей с цифровым наследием.

В первую очередь речь идёт о портале «Культура.РФ» – уникальном онлайн-ресурсе, посвящённом русской культуре и традициям народов России. Здесь содержатся афиши мероприятий различных учреждений культуры, разнообразный медиаконтент, размещённый в бесплатном и свободном доступе (фильмы, мастер-классы, лекции, записи концертов и др.), статьи об искусстве и традициях народов России, биографии поэтов, писателей, актёров, режиссёров и художников, актуальные новости культуры и многое другое. Активно проводятся онлайн-трансляции с разных площадок (концертов, спектаклей, экскурсий).

Ещё одним полезным ресурсом является Национальная электронная библиотека (НЭБ). Благодаря данному ресурсу читатели могут получить доступ к книжным фондам различных библиотек, в первую очередь к фондам федеральных национальных библиотек (Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки).

Автор рассматривает возможности применения библиотеками платформы «ARTEFACT», изначально разработанной для музеев, а также возможности использования технологии виртуальной реальности (VR) и участия в проекте «Виртуальный концертный зал».

Отдельного разговора заслуживает работа библиотек со специальной цифровой платформой «PRO.Культура.РФ». Она предназначена в основном для организаторов мероприятий и является бесплатным маркетинговым инструментом рассказа широкой аудитории о том, что происходит в учреждении культуры. На платформе есть различные механизмы работы с аудиторией: информационные рассылки, разнообразные системы уведомлений, возможность вставить виджет на сайт библиотеки, механизм отложенной публикации постов и др. Это пространство, где можно увидеть, какие мероприятия проходят в других библиотеках, взять их на вооружение, обменяться опытом, использовать интересные практики в своей деятельности.

 

Информацию подготовила Н. О. Ельмикеева, главный библиотекарь научно-методического отдела

Русский