ВАМ, ПРОФЕССИОНАЛЫ!

25.05.2023 | 327 просмотра(ов)

Научно-методический отдел предлагает познакомиться с интересными статьями журнала «Библиотека» (№ 12 за 2022 г.).

1. Захаренко, М. Три дня, которые вдохновили : итоги Общероссийского форума молодых специалистов / Марина Захаренко // Библиотека. – 2022. – № 12. – С. 6-10.

С 11 по 13 октября 2022 года в Москве прошёл Х Форум молодых библиотекарей России «Предъяви себя миру» – самый масштабный в истории библиотечного молодёжного движения.

На форуме, поддержанном Министерством культуры РФ и Российской библиотечной ассоциацией, побывали свыше 350 молодых специалистов из 62 регионов Российской Федерации.

Инициатором и организатором этого значимого для библиотечной отрасли события стала Российская государственная библиотека для молодёжи.

Библиотечная молодёжь приняла активное участие в трёхдневной насыщенной программе, рассчитанной на получение концентрата новых знаний, навыков и идей, которые можно применять и реализовывать на практике в своих регионах.

Восемь федеральных библиотек предложили участникам множество интерактивных мероприятий – лекций, дискуссий, питч-сессий, тренингов и мастер-классов, а также познакомили с собственными практиками и проектами, предложив сотрудничество в их реализации.

Общение, обогащающее новыми знаниями и эмоциями, итогом которого становится дружба между людьми, библиотеками и городами, – одна из целей форума. И, конечно, молодым библиотекарям было важно пообщаться с выдающимися людьми своей профессии, ощутить внимание и заинтересованность уважаемых людей, определяющих траекторию развития страны.

Участников форума приветствовали Президент Российской Федерации Владимир Путин, министр культуры РФ Ольга Любимова, председатель Комитета Госдумы по делам молодёжи Артём Метелев, руководитель Российского книжного союза Сергей Степашин.

За три дня более чем на 20 площадках форума прошло около 80 мероприятий, где обсуждались реалии и перспективы развития библиотечной отрасли. Формат питч-сессий «Как библиотеке стать фабрикой креатива и интеллекта?» и «Диалог культур в библиотеке» дал возможность услышать из первых уст интересные концепции – 32 доклада, которые впечатлили слушателей оригинальными проектными подходами.

Ключевым событием и ярким завершением Форума стала публичная защита проектов-участников Всероссийского конкурса на лучший молодёжный библиотечный проект, которая состоялась в культурно-выставочном комплексе «Дом Пашкова».

На конкурс поступило 90 заявок из 52 регионов страны.

Финалистами состязания стали 10 авторских коллективов из Амурской, Астраханской, Магаданской, Московской, Нижегородской, Рязанской, Свердловской и Тамбовской областей, а также Санкт-Петербурга и Удмуртской Республики.

По итогам открытого голосования очных участников Форума и профессионального жюри призовые места Всероссийского конкурса на лучший молодёжный библиотечный проект распределились следующим образом:

1 место – «Библиоволонтёры «Искорки добра» (Свердловская область, г. Березовский), Автор проекта: ЦБС г. Березовский, Инклюзивный центр развития социальных инициатив “Искорка добра”;

2 место – «Эмоциональная карта Коломны» (Московская область, г. Коломна). Автор проекта: Коломенская городская библиотечная система;

3 место – Школа волонтёров науки Рязанской области «Внуки Циолковского» (Рязанская область, г. Рязань). Автор проекта: Никита Попов, заведующий центром креативных индустрий отдела молодёжных проектов и волонтёрской деятельности Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького.

Победителям были вручены дипломы, денежные сертификаты и ценные подарки.

Разработки участников состязания стали первым вкладом в Банк креативных идей и инновационных практик, созданный Российской государственной библиотекой для молодёжи при поддержке Министерства культуры РФ.

 

2. Альхименок, М. Мини-фильм как инструмент продвижения : производство буктрейлеров – «на поток»! / Маргарита Альхименок // Библиотека. – 2022. – № 12. – С. 42-44.

 

Несколько лет назад в нашем лексиконе появилось слово «буктрейлер». Библиотеки вдохновенно экспериментировали, пробуя себя в роли сценаристов и режиссёров коротких видеороликов, рекламирующих книги. Популярность стали набирать ежегодные конкурсы, где можно было продемонстрировать свои достижения, посмотреть работы конкурентов, поучиться у лучших, позаимствовать ценный опыт.

Сотрудники Центральной городской библиотеки г. Мурманска тоже увлеклись творческим процессом. На сайте библиотеки стали публиковаться готовые работы, деятельность по созданию мультимедийной продукции стала планируемой.

Библиотекари пробовали различные техники: презентацию и колладж в формате видео, анимацию и игровое кино.

Сегодня библиотека в большинстве своих мини-фильмов рекламирует художественную литературу. Тему краеведения раскрывают буктрейлеры, созданные по литературе о малой родине. Отдельное место занимают видеоролики о Великой Отечественной войне. Богатые фонды библиотеки подтолкнули её сотрудников к съёмке роликов, продвигающих и различную отраслевую литературу.

Надо отметить, что и читатели по-разному реагируют на рекламу литературы. Одним читателям в выборе книг помогают рекомендации друзей и библиотекарей, другим – содержательные аннотации и отзывы, а кто-то руководствуется рекламными видеосюжетами.

В настоящее время на сайте библиотеки представлено более сотни буктрейлеров по книгам, например: С. Рязанский «Можно ли забить гвоздь в космосе?»; «Сказки Сергея Михалкова»; З. Прилепин «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы»; Д. Емец «Тайна «Звёздного странника»; А. Мур «Иерусалим»; О. Мартова «Сон-Хель и сонгелы»; А. Степаненко «Расстрелянная семья» и многие другие.

Музыка для буктрейлеров подбирается преимущественно из бесплатной фонотеки YouTube, чтобы не возникало сложностей с авторским правом. Эта фонотека доступна для зарегистрированных пользователей.

Как же выбирают библиотекари книги для рекламы? Они руководствуются  не столько личными предпочтениями, сколько объективной необходимостью. Стоит ли, например, создавать видеоролик по «Властелину колец», если эта вещь и так хорошо известна, ведь составить конкуренцию нашумевшей экранизации невозможно. Или зачем делать буктрейлер, посвящённый бестселлеру, который у всех на слуху? Лучше выбирать произведения, которые не находятся на пике популярности, хотя достойны быть прочитанными.

Такого рода библиотечное творчество не просто принесёт радость специалистам, но и станет хорошим инструментом продвижения библиотечного фонда, поможет читателям сделать новые приятные открытия в книжном мире.

Посмотреть буктрейлеры можно на сайте Мурманской центральной городской библиотеки и в группе библиотеки «ВКонтакте».

Возможно, эти видеоролики послужат примером для вашей работы в данном направлении.

 

Фотографии взяты из групп библиотек в социальной сети «ВКонтакте».

Материал подготовила Н. В. Царегородцева, главный библиотекарь научно-методического отдела

Русский