А У НАС НОВИНКИ! Отдел литературы по искусству

10.01.2023 | 638 просмотра(ов)

Книги пахнут, поскрипывают корешками, говорят. Книга в ваших руках становится живым существом, которое дышит и что-то шепчет вам.

Луиза Уолтерс (английская писательница), «Чемодан миссис Синклер»

Мы продолжаем знакомить вас с новыми книгами по различным видам и жанрам искусства, которые поступили в отдел литературы по искусству.

Адаскина, Н. Л. Общество художников «Четыре искусства» / Н. Л.  Адаскина. – Москва : БуксМАрт, 2022. – 368 с.

Возникновение общества художников «Четыре искусства» представлено в монографии на фоне изменений в художественной жизни России после 1917 года. Его создание и четыре выставки 1920-х годов стали явлением в культурной жизни молодой страны. Общество объединило живописцев Павла Кузнецова, Кузьму Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна, графиков Владимира Фаворского, Алексея Кравченко, скульпторов Александра Матвеева, Веру Мухину и других.

Первым и самым важным принципом, объединившим участников общества, был приоритет художественного исполнения над сюжетом произведений.  Вторым принципом стала толерантность в вопросах стилистического многообразия. На всём протяжении деятельности общества осуществлялся принцип обязательного участия молодёжи в выставках. С начала 20-х годов XX века государство стало настойчиво предъявлять свои требования в сфере творчества, и большинство художников были поставлены перед необходимостью пересмотра идейно-художественной направленности своих произведений. В 1930 году выставочная деятельность общества «Четыре искусства» фактически сошла на нет, а в 1931 году оно прекратило существование.

 

Портретное искусство второй половины XVII – начала XX века в собраниях музеев Вологды : каталог. – Вологда : Древности Севера, 2022. – 575 с.

Каталог охватывает большой круг памятников, возвращённых в научный оборот благодаря современной реставрационной практике: произведения станковой масляной живописи, графические портреты (рисунок, акварель, гуашь) и миниатюра. Исследователями были открыты ранее неизвестные имена авторов портретов, идентифицирован ряд изображённых на портретах лиц. Одним из важных результатов проведённой работы стало выявление произведений-фальсификатов, являющихся подделками или имитациями более позднего времени, а также подлинных произведений, ранее считавшихся копиями.

Некоторые портреты с изменениями политических настроений в стране подвергались переделкам. Когда в результате дворцовых переворотов на смену одним правителям приходили другие, то портрет низложенного правителя часто преднамеренно искажался. Его переписывали, внося какие-то непривлекательные детали, отчего образ на портрете нередко приобретал карикатурный облик. Так случилось с  портретом великого князя Петра Фёдоровича (будущего императора Петра III). Написанное в 40-х годах XVIII века по образцу немецкого художника Георга Гроота юное лицо 15-летнего наследника престола было переписано до неузнаваемости. Эти вмешательства хорошо видны на рентгенограмме. Поэтому в каталоге наряду с фрагментами некоторых портретов даны и их рентгенограммы.

 

Русские и иностранные художники / Гос. архив Рос. Федерации ; авт.-сост.: М. В. Сидорова, А. Н. Сидоров ; науч. ред. С. В. Мироненко. – Москва : Кучково поле Музеон, 2021. – 440 с.

Данное издание (каталог) является первой попыткой научного описания изобразительного материала XIX начала XX века, хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации. В него вошло около 3500 рисунков, акварелей, живописных произведений. Каталог содержит работы разных авторов – как известных художников (Алексея Боголюбова, Петра Соколова, Карла Брюллова), так и малоизвестных и неизвестных художников-любителей.

В процессе работы над каталогом была проведена атрибуция ряда изображений: определение авторства, сюжетов, архитектурных памятников и мест, запечатлённых на рисунках. Так, например, был переатрибутирован рисунок работы Михаила Лермонтова, считавшийся портретом турецкого посланника Мушир Галиль-паши. В 1960 году известная исследовательница творчества поэта Эмма Григорьевна Герштейн, обнаружившая в архиве неизвестный рисунок Лермонтова, назвала его «Горец». Он уже тогда смутил её очень реалистично переданными деталями одежды изображённого. Именно они помогли определить его как портрет ещё одного турецкого посланника Февзи Ахмет-паши, прибывшего в Петербург в 1833 году, что совпадает с датой, отмеченной самим Лермонтовым.

Большинство материалов каталога публикуются впервые. Каждое изображение снабжено описательной статьей.

 

Турцова, Н. М. Женщины-иконописцы. Россия в Средние века и Новое время / Н. М. Турцова. – Москва : БуксМАрт, 2021. – 512 с.

В истории культуры всегда существовали явления, удивлявшие и восхищавшие одних, но для других – большинства современников – остававшиеся привычными и естественными, а потому малопримечательными. К их числу относится и женское иконописание дореволюционной России. Автор прослеживает его историю в контексте художественной и духовной жизни России, выявляет причины и закономерности обращения россиянок к этому виду творчества, основные этапы становления и центры женского иконописания.

Женское художественное творчество было связано не только с представлениями общества о морали и нравственности, но и с экономической ситуацией, а также с политикой государства относительно образования женщин. Женские обители всегда были намного беднее мужских, и покупать иконы в необходимых количествах им было накладно  – приходилось создавать собственные. В некоторых монастырях начинали писать иконы на продажу, и это становилось доходным ремеслом, кормящим обитель. Особое внимание уделено чудотворным иконам женской кисти.

Всё это позволяет рассеять миф, глубоко укоренившийся в сознании русского общества, о противозаконности женского иконописания. Издание включает в себя обширные приложения (материалы для словаря церковных художниц, женских иконописных мастерских; списки икон с надписями атрибуционного характера и чудотворных икон). Составленный автором словарь русских иконописцев-женщин включает 358 имён.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский