А У НАС НОВИНКИ! Отдел литературы по искусству

13.07.2022 | 670 просмотра(ов)

Есть особая прелесть в новой, только что изданной книге.

(Итало Кальвино, итальянский писатель)

Мы продолжаем  знакомить вас с новыми книгами по различным видам и жанрам искусства, которые поступили в библиотеку.

Филип, А. Жерар Филип. Одно мгновение... И жизнь после него : интервью с дочерью легендарного актёра Анн-Мари Филип / Анн Филип ; предисл. Сергея Николаевича ; пер. К. Серверовой. – Москва : АСТ : ОГИЗ, 2020. – 204 с.

В книге об известном французском актёре – Жера́ре Фили́пе (1922-1959) переплетены два рассказа, два противоположных взгляда – жены и дочери великого актёра. Анн Филипп, вдова актёра, через 7 лет после его ухода из жизни написала книгу «Одно мгновение», а его дочь, Анн-Мари Филипп в 2006 году дала ошеломляющее интервью о своём детстве и юности.

«Одно мгновение» – это бесконечный монолог женщины, обращённый к мужу, её последний разговор с ним, в котором она говорит ему всё, что не могла сказать при жизни, вспоминает о прожитых вместе годах. Книгу-исповедь Анн Филипп психологи назвали бесценным материалом для профессионального клинического исследования проблемы человеческого горя. Говорят, это один из самых тяжёлых текстов европейской литературы XX века, поскольку он весь пропитан сплошным страданием и беспощадной болью.

Дочь Анн-Мари Филип в интервью называет свою мать чудовищем, сложным, изломанным, тяжёлым человеком, умело манипулировавшим другими людьми. Она назвала жизнь, которую прожила её мать, – «нежизнью», поскольку та фанатичным оплакиванием ушедшего мужа сознательно загнала себя в тупик, не совместимый с жизнью, пытаясь загнать туда же и своих детей.

Эти два разных взгляда близких, но далёких других от друга людей – две правды, которые невозможно примирить.

 

Схейен, Ш. Авангардисты: русская революция в искусстве, 1917-1935 / Шенг Схейен ; пер. с нидерланд. Екатерины Асоян. – Москва : КоЛибри ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019. – 511 с.

Шенг Схейен (род. в 1972) – голландский учёный, славист, ведущий специалист по русской культуре и истории ХХ века. Эта книга – не столько история искусства, сколько история общества, только увиденная с позиций художников. Творчество авангардистов нельзя рассматривать в отрыве от их драматических биографий и исторического контекста, сотканного из череды трагических политических и социальных событий, называемых «русской революцией». Послереволюционные годы – эпоха больших надежд и разоча­рований в жизни большинства авангар­дистов. Отношения взаимопритяжения и взаимоотталкивания между авангардистами и революцией, обречённость этих отношений составляют тему данной книги.

В книге «Авангардисты» использовано большое количество дневниковых записей, писем, мемуаров и важных новых архивных находок. Автор работал в архивах Москвы, Российском государственном архиве искусства и литературы, в архиве отдела рукописей Третьяковской галереи, в библиотеках.

 

Дьяченко, А. П. Острова русского зарубежья : очерки о художниках русской эмиграции : учеб. пособие / А. П. Дьяченко. –  Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2022. – 468 с.

Данное издание посвящено мастерам русского зарубежья, которые работали вдали от родины, но сохранили при этом приверженность лучшим традициям русского искусства. Время неумолимо бежит вперёд, и сегодня уже не верится, что художники когда-то делились на «наших» и «не наших», уехавших и оставшихся. Многие «уехавшие» были преданы забвению на несколько десятилетий. Но, начиная с  периода хрущёвской оттепели, в наш культурный обиход стали постепенно возвращаться имена художников и скульпторов, которые связали свою жизнь с зарубежными странами. Книга состоит из восьми разделов, в каждый из которых включены очерки о мастерах-эмигрантах:

• Традиционалисты (Илья Репин, Степан Бакалович, Николай Рерих, Григорий Шилтян)

• Художники эпохи модерна (Лев Бакст, Александр Бенуа, Константин Сомов, Сергей Чехонин, Мстислав Добужинский, Елена Маковская)

• Корифеи ар-деко (Эрте (Роман Тыртов), Тамара Лемпицкая, Александра Экстер)

• Мастера русского стиля (Иван Билибин, Борис Зворыкин, Сергей Соломко)

• Мастера импрессионизма (Николай Фешин, Константин Коровин, Филипп Малявин, Павел Трубецкой)

• От модерна к экспрессионизму (Василий Масютин, Александр Алексеев, Александр Архипенко, Варвара Бубнова)

• Авангард (Василий Кандинский, Алексей Явленский, Марк Шагал, Надежда Леже, Серж Чермаев, Алексей Бродович)

• Работавшие для детей (Владислав Старевич, Фёдор Рожанковский, Римма Браиловская)

 

Армстронг, С. Стрит-арт / Саймон Армстронг ; [пер.: Алексей Шестаков]. – Москва : Ад Маргинем Пресс : ABCdesign, 2019. – 175 с.

Ворвавшийся из тоннелей метро и тёмных переулков на модные международные арт-ярмарки, стрит-арт является сегодня глобальным художественным движением. «И это – искусство?» Подобный вопрос преследует граффити и стрит-арт с первых дней их существования. До сих пор непонятно, чего в стрит-арте больше: искусства или преступления. Не всякие граффити можно причислить к искусству. Стрит-арт представляет собой ответвление граффити. В некотором смысле, стрит-арт – это граффити, превращённое в товар. Протест, бунт, сопротивление уживаются в идеологии современного стрит-арта с гуманизмом, призывами к состраданию, взаимопомощи и заботе об окружающей среде. Автор книги прослеживает истоки этого вида искусства и его эволюцию до настоящего времени, рассказывает об основных представителях, стилях и техниках. Творчество уличных художников рассматривается в сложных взаимоотношениях с городом, его законами и властями, а также с миром искусства и художественным рынком. Получив признание во всём мире, стрит-арт сохраняет свою бьющую через край энергию и по-прежнему бросает вызов нашим визуальным привычкам. Как подчёркивает автор, «стрит-арт вносит в городскую среду, насквозь пронизанную контролем и наблюдением, элементы юмора и игры».

 

Дынник, Т. А. Крепостной театр / Т. А. Дынник. – Москва : Юрайт, 2021. – 218 с.

Книга посвящена истории возникновения и развития в России крепостного театра. Автор даёт характеристику крепостного театра как социально-художественного явления: рассматривает соотношение количества городских и усадебных крепостных театров, типы крепостного театра, принципы их хозяйственной жизни, выявляет связь крепостного театра с другими явлениями театральной жизни, даёт социальные портреты зрителей. Текст книги был напечатан по изданию 1933 г.

 

Авдеева, В. В. Зарубежное искусство ХХ века: архитектура : учеб. пособие для вузов / В. В. Авдеева. – Москва : Юрайт, 2021. – 132 с.

В учебном пособии показана специфика архитектуры как одного из видов искусства ХХ в. Материал приводится в хронологической последовательности: «исторический авангард» (или модернизм) «второй авангард» постмодернизм. Рассмотрена значительная группа архитектурных памятников с точки зрения характерных идейно-художественных и стилистических признаков, присущих каждому направлению (модерн, неоклассицизм, функционализм, органическая архитектура, хай-тек и др.).

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский