«Читайте как можно больше книг. Потому что чем больше вы читаете, тем вы становитесь умнее, а главное – добрее. Хорошие книги несут в себе доброту, которой очень не хватает в наше время».
В. Крапивин
Мы приглашаем вас познакомиться с новыми книгами, которые поступили в отдел литературы по искусству.
Минин, Р. А. Пётр Чайковский. Места счастливого детства / Рудольф Минин. – Ижевск : Удмуртия, 2025. – 176 с.
Книга знакомит с истоками рождения и этапами формирования музыкального мировоззрения композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Первые 8 лет жизни он провёл в посёлке Воткинского завода (ныне город Воткинск, Удмуртия). Это были годы счастливого и беззаботного детства. Уже в 5-летнем возрасте он стал подбирать на рояле мелодии. И даже отстукивал свои музыкальные ритмы на всём, что попадало ему под руки, пока не разбил однажды стекло, серьёзно поранив руку. Когда прибежала испуганная мать, первое, что она услышала от сына, было: «Моя музыка! Я её играл, а она разбилась!»
Когда Чайковскому было чуть больше 20 лет, он круто изменил свою судьбу во имя главной своей избранницы в жизни – музыки. Пётр Ильич оставил службу в Министерстве юстиции и поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию. Его родственники и друзья были удивлены этим фактом, а дядя Пётр Петрович был просто ошарашен: «А Петя-то, Петя! Какой срам! Юриспруденцию на гудок променял!»
Пройдут годы, и Пётр Ильич Чайковский станет примером выдающегося композитора, начавшего профессионально заниматься музыкой достаточно поздно, но достигшего невероятных высот в своём творчестве.
Романова-Сегень, Н. В. Повелитель камней : роман о великом архитекторе Алексее Щусеве / Наталья Романова-Сегень. – Москва : Система : РОССПЭН : Политическая энциклопедия, 2023. – 509 с.
Тело человека, в целом симметричное, всё же слегка асимметрично. Сердце располагается не чётко в центре грудной клетки. И обе половины лица не в точности повторяют друг друга. Это наблюдение архитектор Алексей Викторович Щусев (1873-1949) положил в основу своего творческого метода, заимствовав его у древнерусских зодчих. Критики называли Щусева всеядным, а он был многогранен. И в этом заключается его величие.
Книга Натальи Романовой-Сегень – не сухое научное исследование, а увлекательный биографический роман, на страницах которого мы слышим голос и мысли уникального архитектора, видим его в движении, в общении с людьми.
Вот как, например, автор представила эпизод встречи художника Михаила Нестерова с архитектором: «…в очередной раз, придя в гости, Нестеров увидел халаты, привезённые Щусевым из Самарканда.
– Алексей Викторович, это что за чудо? – Художник восхищённо смотрел на яркие узбекские костюмы.
– Бухарский эмир подарил, – пошутил хозяин. – Ещё при царе Горохе, в восемьсот девяносто шестом году. <…>
– Примерьте оба.
Академик архитектуры не заставил себя уговаривать. Накинул сперва пятнистый, недолго пощеголял в нём, снял и надел полосатый. <…>
Нестеров всё это время длинными пальцами поглаживал небольшую бородку.
– А накиньте-ка сверху второй халат, – неожиданно попросил он. <…>
Алексей Викторович надел поверх жёлтого пятнистый халат. Лицо его выражало лёгкое недоумение. <…>
– Я буду писать ваш портрет, – наконец произнёс художник. – В этих халатах.
– Как? – переспросил архитектор. – В обоих сразу? <…>
Щусев хотел было возразить, что, мол, он не клоун так обряжаться, да и не горит желанием, чтобы писали его портрет, работы невпроворот, но Нестеров, обычно сдержанный и немногословный, не дал и слова молвить. <…>
– Сначала халаты просил накинуть, а потом и сам накинулся, – пробурчал Щусев». Именно этот портрет, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, изображён на обложке издания.
Книгу не только увлекательно читать, но и рассматривать – она содержит много фотографий, копий архивных документов, репродукций эскизов архитектурных сооружений А. В. Щусева.
Чарина, А. А. 100 вопросов о керамике / Анастасия Чарина. – Санкт-Петербург : Большие города, 2025. – 256 с.
Это красочное издание – не учебник и не пособие, а авторский нескучный справочник, полезный, прежде всего, начинающим керамистам. Анастасия Чарина более 10 лет занимается популяризацией керамики, ведёт обучающий блог «Керамика на крыше». Книга представляет собой сборник из 100 самых популярных вопросов, на которые автору приходилось отвечать в своём блоге. Иллюстрации, очень забавные и создающие позитивное настроение, Анастасия Чарина нарисовала сама.
Книга издана небольшим тиражом, и нашей библиотеке посчастливилось стать одной из 359 библиотек России, куда она (с автографом автора) была отправлена благодаря грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 23 просмотра