А У НАС НОВИНКИ! Отдел литературы по искусству

28.01.2024 | 150 просмотра(ов)

Я всегда верила, что книги обладают целительной силой. Во-первых, они отвлекают человека от грустных событий. А во-вторых, улучшают настроение.

Катарина Бивальд, «Дай им шанс»

Мы продолжаем знакомить вас с новыми книгами, которые поступили в отдел литературы по искусству.

 

Залесская, М. К. Рихард Вагнер. Лейтмотив любви / Мария Залесская. – Москва : Молодая гвардия, 2022. – 398 с.

Творчество гениального композитора Рихарда Вагнера составляет целую эпоху в истории музыки. Он внёс революционные изменения в развитие оперного жанра. Однако вокруг композитора до сих пор не утихают споры. Произведения Вагнера у одних вызывают фанатичный восторг, у других – стойкое неприятие. Личность самого композитора столь же противоречива и неоднозначна. Гений Вагнера можно сравнить с неуправляемым потоком, сметающим всё на своём пути. Вагнер-композитор является полной противоположностью Вагнеру-человеку. С одной стороны, это романтик, лучезарный рыцарь в сияющих доспехах, воспевающий красоту вечной любви. С другой – человек, лишённый элементарного чувства благодарности, мелочный скряга, жадный до денег. Автор книги через подробности биографии показывает психологический портрет Вагнера, мотивацию его поступков, прослеживает эволюцию его философских взглядов. 

 

Шама, С. Сила искусства / Саймон Шама. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2022. – 480 с.

По мнению искусствоведа Саймона Шамы, подлинное искусство – враг рутины и будничности. Оно напоминает нам, на что ещё способен человек помимо привычных повседневных дел. Искусство учит нас не только смотреть, но и видеть. Наслаждение красотой является частью этого процесса. Но помимо него случается и шок, и жалость, и даже отвращение. Сила искусства заключается в его способности удивлять и тревожить. Даже если произведение искусства кажется подражающим жизни, оно не столько дублирует знакомый вам мир, сколько заменяет его собственной реальностью. То, что мы знаем о закатах солнца или подсолнухах, и тот вид, какой они принимают на картинах художников, существуют в параллельных мирах, и ещё неизвестно, какой из них живее и реальнее. Героями книги стали семь живописцев (Караваджо, Рембрандт, Давид, Тёрнер, Ван Гог, Пикассо, Ротко) и один скульптор (Бернини).

 

Мазур, Л. Н. Советские фильмы о деревне : опыт исторической интерпретации художественного образа / Л. Н. Мазур, О. В. Горбачев. – Москва : Политическая энциклопедия, 2022. – 349 с.

Советский кинематограф является уникальным источником по истории российской деревни XX века. Фильмы на деревенскую тему содержат  визуальную информацию о материальной культуре, миграции, моделях поведения сельского населения. Одновременно деревенское кино формировало в сознании зрителя образы деревни, востребованные властью и обществом. Фильмы о селе 1920-1930-х гг. выполняли агитационную функцию, не отражая жизни деревни, а скорее моделируя образы, необходимые для решения задач социалистического строительства. Для фильмов на сельскую тему 50-80-х гг. характерно обращение к личности обычного человека, стремление к достоверной реконструкции деревенского быта одновременно с поэтизацией деревни как особого искреннего, мудрого и нравственного мира. Этот мир противопоставлялся городу – жёсткому, суетливому, потерявшему духовные ориентиры. В приложении к книге содержится информация о 523 художественных фильмах на сельскую тему, снятых в 1920-1991 гг.

 

Тюхменева, Е. А. Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения / Екатерина Тюхменева, Юлия Быкова. – Москва : БуксМАрт, 2022. – 448 с.

Исследование посвящено светскому церемониальному и праздничному искусству Петровской эпохи. Авторы рассказывают о ключевых событиях, относящихся к жизни монарха и его семьи, – коронационных, брачных, погребальных, а также военных триумфах и торжественных встречах, организованных как в России, так и в других странах. При этом рассматриваются не только временное убранство дворцовых и церковных интерьеров и городского пространства, фейерверки и иллюминации, но и символы власти – в основном регалии и орденские знаки, задействованные в церемониях. Особое внимание уделено развитию ювелирного искусства при российском дворе.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

 

Русский