А У НАС НОВИНКИ! Отдел литературы по искусству

28.05.2023 | 280 просмотра(ов)

Я люблю книги, которые рассказывают великие романтические истории и заставляют плакать над ними. Но для меня также большое удовольствие идти по тропинкам интеллектуальных и научных рассуждений, читая эссе, от которых я чувствую себя умнее.
(Эрик де Кермель «Хозяйка книжной лавки на площади Трав»)



Мы продолжаем знакомить вас с новыми книгами по различным видам и жанрам искусства, которые поступили в отдел литературы по искусству.

Из истории художественной культуры Западной Европы V-XX веков / отв. ред.-сост. М. И. Свидерская, Е. В. Шидловская. – Москва : БуксМАрт, 2021. – 416 с.

Настоящее издание посвящено памяти Евсея Иосифовича Ротенберга (1920-2011), выдающегося отечественного искусствоведа, автора основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы. Супругой Ротенберга была Ирина Александровна Антонова (1922-2020) – искусствовед, директор Государственного музея имени А. С. Пушкина в Москве (1961-2013). Именно Евсей Иосифович, которого Антонова называла своим «вторым университетом», дал ей главные «позиции» в подходе к искусству, определил, что в нём важно, что нужно ценить. Е. И. Ротенберг ушёл из жизни в 2011 году, его последними словами стали слова, обращённые к супруге: «Я тебя люблю». Ирина Александровна позже скажет: «Я и не знала, что он так много значил в моей жизни».
Евсей Иосифович Ротенберг более 10 лет руководил Сектором классического искусства Запада в Государственном институте искусствознания, был его духовным средоточием, генератором идей, нравственной опорой для своих коллег. Вошедшие в издание научные труды охватывают историко-художественный материал от библейской древности до начала XX века и воплощают те методологические принципы изучения культуры, которые исповедовал Е. И. Ротенберг.

Логдачева, Н. В. Владимир Беклемишев : скульптор и педагог / Н. В. Логдачева. – Москва : БуксМАрт, 2021. – 224 с.

Книга посвящена творческой и педагогической деятельности Владимира Александровича Беклемишева, одного из ведущих скульпторов конца XIX-начала XX века. Привлечение неизвестных ранее архивных материалов, публикаций в прессе, воспоминаний и писем современников позволило впервые представить наследие скульптора во всем его жанровом многообразии, а также составить максимально полный каталог произведений. В книге подробно рассматривается работа скульптурной мастерской, возглавляемой Беклемишевым в Императорской Академии художеств до 1918 года. Кроме забот о студентах своей мастерской Беклемешеву приходилось решать проблемы всей Академии: он дважды избирался её ректором и провёл в этой должности 7 лет. Деятельность Беклемишева, игравшая в начале XX века значительную роль в художественной жизни России, впоследствии была практически забыта. Своей монографией Наталья Логдачева восстанавливает забытое имя скульптора для того, чтобы его творческое наследие заняло достойное и заслуженное место в истории отечественной скульптуры.

Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское» / авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. – Москва : Кучково поле Музеон, 2021. – 440 с.

На основе новых научных исследований и архивных изысканий последних двух десятилетий в каталоге публикуется весь комплекс архитектурной графики по знаменитой подмосковной усадьбе князей Юсуповых из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское», причём многие чертежи представляются впервые. Архитектурная графика является важнейшим источником информации по усадьбе, обладает большой иконографической ценностью и играет первую роль среди других произведений искусства из богатого музейного собрания, запечатлевших архитектурно-парковый ансамбль Архангельского.
Просвещённый князь Николай Борисович Юсупов создавал своё Архангельское не только ради удобства и комфорта, но и ради тщеславия, не только для собственного удовольствия, но и для того, чтобы им восхищались и завидовали другие. В одном из своих распоряжений он писал: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а росходная и для веселия, а не для прибыли, то стараться: в Ранжереях, парниках и грядах то заводить, что редко, и чтобы всё было лучше, нежели у других».
Публикация полного корпуса архитектурной графики по усадьбе Архангельское позволяет по-новому взглянуть на историю создания и бытования этого дворцово-паркового ансамбля.

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский