«Как вы умудряетесь жить здесь без книг?... Отберите у меня книги – и я приду в отчаяние»
(Э́мили Бро́нте (1818-1848), английская писательница, «Грозовой перевал»)
Агратина, Е. Е. Фрагонар. Грани Рококо / Елена Агратина. – Москва : БуксМАрт, 2022. – 336 с.
В книге впервые на русском языке рассматривается жизненный и творческий путь Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806). Автор анализирует около 200 произведений, раскрывая особенности художественной манеры мастера. В отличие от большинства современных ему художников, которые часто ограничивались работой в одном жанре, Фрагонар, обладая редким и беспокойным темпераментом, успешно проявил себя в разных жанрах: историческом, бытовом, портретном, анималистическом, пейзажном.
Художник воплощает дух позднего рококо. Представить себе Францию XVIII века без Фрагонара так же затруднительно, как вообразить её без Версаля Марии-Антуанетты, без Бомарше и Жан-Жака Руссо. Характерная для Фрагонара творческая свобода, на которую он не позволял покушаться ни Королевской академии, ни знатным заказчикам, стала высшей ценностью мастеров последующих поколений. Их предназначением был постоянный поиск нового, в результате чего появились романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм, а впоследствии и все многочисленные «измы» XX века.
Руцинская, И. И. Иконография Сталина : репрезентация власти в советском искусстве 1930-1950-х годов / Ирина Руцинская. – Москва : БуксМарт, 2021. – 192 с.
На протяжении четверти века создание образа Иосифа Виссарионовича Сталина было главной темой советского искусства. Тысячи произведений, миллионы их репродукций, сотни выставок и экспозиций обеспечивали ежедневное и повсеместное «присутствие» вождя в жизни каждого советского человека.
Монография Ирины Руцинской построена по биографическому принципу: в соответствии с основными «житийными сюжетами», в рамках которых происходила визуализация образов Сталина, этапов его жизненного пути. Визуальный материал исследуется не изолированно, а в широком социокультурном контексте эпохи. Издание обращено не только к искусствоведам, культурологам и историкам, но и к широкому кругу читателей, что обусловлено неослабевающим интересом к советской повседневности, сталинской эпохе и спорной личности самого Сталина.
В книге много занятных фактов и наблюдений, точных замечаний и примет времени. Так, рассказывая о сибирской ссылке Сталина, автор, рассматривая карту «Ссылки и побеги И. В. Сталина», с иронией отмечает: «…если, например, сравнить его с Лениным, также побывавшим в сибирской ссылке, становится очевидным исповедание вождями двух разных моделей поведения: Ленина сослали – и он сидит, Сталина сослали – и он бежит».
Интересна история сюжета о появлении Сталина в Разливе. В массовой литературе, в живописи и кино 1930-х годов сотни раз было заявлено: Сталин в Разлив к Ленину не приезжал. Российский историк Владлен Логинов, исследуя историю появления сюжета о визитах Сталина в Разлив, писал: «В 1935 году Емельянов, его жена, потом и сын Николай – неизменный спутник Владимира Ильича в Разливе – были арестованы. После допросов 64-летний Николай Александрович заболел, оглох и «вспомнил», что Сталин приезжал в шалаш «раза два». И далее: «в 1946 году, когда издавались сочинения Сталина, директор ИМЭЛ (Институт Маркса-Энгельса-Ленина) Владимир Кружков написал личному помощнику Иосифа Сталина Александру Поскрёбышеву о том, что Емельянов вспомнил о двух приездах Иосифа Виссарионовича в Разлив. Поскрёбышев ответил: «Тов. Сталин подтверждает приезд к Ленину в Разлив дважды». За предшествующий период, когда Ленина ещё «отпускали» в шалаш без соратника, сложились основные типы его изображений: сидящий на пеньке у костра, сидящий на одном из двух пеньков в так называемом «зелёном кабинете»; идущий по берегу озера. В эти композиции в конце 40-х годов и был «подселён» Сталин.
Автор остроумно строит рассказ об иконографии Сталина в соответствии с вехами «жития»: ссылка и письмо от Ленина, подготовка к революции, съезды как кульминация культовой жизни страны и Сталин на трибуне как их сакральный центр, Сталин в пространстве Кремля, вождь на войне, вождь на похоронах и в гробу, мемориальный пейзаж – уже опустевший, но хранящий воспоминание о присутствии вождя.
Сады серебряного века : литература, живопись, архитектура / сост. и науч. ред. Б. М. Соколов. – Москва : БуксМАрт, 2022. – 656 с.
Среди основных тем книги – заброшенный, запретный, райский сад в поэзии и прозе, изобразительном искусстве, интерьере, архитектурном декоре и фотографии, оформлении загородного дома. Издание богато иллюстрировано, многие материалы публикуются впервые. Особое место уделено крымской усадьбе Новый Кучук-Кой, созданной мастерами объединения «Голубая роза», и утопической идее города-сада, которая реализовалась в благоустройстве городов и Генеральном плане развития Москвы 1935 года. По мнению автора, «сады – идеальное место для воплощения стиля эпохи. Они – та самая живая среда, в которой в удивительной гармонии соединяются природа и искусство, смыслы и символы, ясность и тайна».
Токмачева, П. А. Культурный диалог Англии и Италии : образы итальянского Ренессанса в английской культуре XIX-начала XX века / Полина Токмачева. – Москва : БуксМАрт, 2022. – 208 с.
Образы итальянского Ренессанса на протяжении веков продолжали жить в культурной памяти многих наций, но только в Англии XIX - начала XX века эти образы далёкого чужого прошлого стали основой для сложения нового искусства. Отзвуки итальянского Ренессанса проявили себя во всех сферах английской жизни, мысли, искусства: в живописи художников-прерафаэлитов: Джона Эверетта Миллеса, Уильяма Ханта, Данте Габриэля Россетти и Эдварда Берн-Джонса, на страницах трудов Джона Рескина, Уолтера Пейтера, Вернон Ли, в садах Гарольда Пито и в режиссёрском театре Эдварда Гордона Крэга. Исключительность указанной культурной ситуации заключается не только в поражающем воображение количестве воспринятых и освоенных итальянских образов, но и в том, что они возродились на почве индустриальной Англии XIX века, столь далекой от итальянского Ренессанса во временном, географическом и общежизненном аспектах.
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 461 просмотр