ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛИКБЕЗ. К 220-летию М. И. Глинки. Опера «Руслан и Людмила»

01.06.2024 | 357 просмотра(ов)

Опера Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» стала эпохой в русской музыке по своей новизне и неожиданности, так же, как в свое время поэма А. С. Пушкина стала эпохой в русской литературе. И как 20 лет назад поэма вызвала «столько шума и криков», так и опера вызвала бурю споров среди музыкальных критиков. Ни одно произведение М. Глинки не подвергалось стольким нападкам.

Эта полемика будет продолжаться долго: музыкальные критики разделятся на сторонников («русланистов») и противников оперы.

А. С. Пушкин знал о намерении Глинки создать оперу по его поэме и даже собирался помочь ему в написании либретто, потому как считал, что текст «Руслана и Людмилы» надо изменить. Но какие именно правки хотел внести Пушкин, Глинка так и не узнал. Внезапная смерть поэта помешала их сотрудничеству. 

Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея ещё готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Среди них были В. Ф. Ширков, Н. В. Кукольник, Н. А. Маркевич и др.

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. М. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.

Глинка исключил ироничные и легкомысленные сцены, сделав акцент на национально-русском характере. В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через всё произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них – рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор. 

Опера писалась М. Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.

Публика оперу встретила довольно прохладно: она ждала приятных арий в итальянском духе, услаждающих слух, а им пели что-то новое и непонятное. Опера показалась длинной и скучной. Присутствовавший на премьере Николай I, не дождавшись финала, демонстративно покинул театр: в спектакле он увидел насмешку над собой. В IV действии Черномор шествует со свитой под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром на сцене (всем была известна любовь императора к военным парадам); затем в замке Черномора танцуют кавказский танец – лезгинку (под руководством императора Россия вела затяжную и далеко не всегда успешную войну на Кавказе). Вскоре после премьеры театральная дирекция «ради экономии» отказалась от военного оркестра на сцене, и это послужило поводом для сокращения марша в последующих постановках.

Судьба оперы сложилась драматично. С годами она подвергалась большим сокращениям и, в конце концов, была окончательно искажена. «Мученица нашего времени», - так называл её В. В. Стасов.

Но, как писал литературный критик Ф. А. Кони, «хорошее всегда возьмёт своё, что об нём ни говори. Скоро «Руслан и Людмила» будет любимой оперой русской публики, несмотря на первую неудачу».

Так и случилось. Успех оперы был постепенным, от спектакля к спектаклю публика рукоплескала всё больше.

В 1904 году в Мариинском театре, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Глинки, опера была представлена в её подлинном виде. Россия, наконец, увидела постановку, о которой мечтал Глинка, услышала такую оперу, о которой когда-то, на вечере у поэта И. Козлова в присутствии А. Даргомыжского, Пушкин говорил: «Я хотел бы видеть оперу лирическую, в которой соединялись бы все чудеса хореографического, музыкального и декоративного искусства».

В фонде музыкально-нотного сектора нашей библиотеки опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Большого театра СССР представлена в двух вариантах записи: 1938 и 1972 годов.

 

Информация подготовлена Л. В. Рыбаковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский