ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛИКБЕЗ. К 180-летию Н. А. Римского-Корсакова. Опера «Снегурочка»

18.03.2024 | 223 просмотра(ов)

Любителям музыки хорошо знаком портрет Н. А. Римского-Корсакова работы художника В. А. Серова. Композитор изображён за работой. Подчёркнуто прямая посадка худощавой фигуры, умное, одухотворённое лицо, живой взгляд, который не могут притушить двойные очки, - всё говорит о человеке большой воли, уверенном в правильности избранного пути.

Деятельность его поражает многообразием: он – композитор и дирижёр, пропагандировавший русскую музыку; теоретик-мыслитель и педагог; собиратель и исследователь народного творчества; редактор многих крупнейших произведений русской музыки... Трудно представить себе, что это всё делал один человек!

Многогранно и творчество Римского-Корсакова: он создал 15 опер, 10 симфонических, а также несколько камерно-инструментальных произведений, хоров, кантат, около 80 романсов. Большая часть его произведений написана на сказочный сюжет – оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством».

«Мой род - это сказка, былина, и непременно русские», - так охарактеризовал своё творчество Н. Римский - Корсаков.

Самая поэтичная опера композитора, любимейшее его сочинение – "Снегурочка". Она была создана по одноименной пьесе А.Н. Островского на собственное либретто. Николай Андреевич был влюблён в поэтическую красоту "весенней сказки", и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м. 

Эту оперу композитор мог бы и не написать. Когда Римский-Корсаков впервые прочитал пьесу А. Островского «Снегурочка», она ему не понравилась: царство берендеев показалось композитору «странным».

Берендеи – добрый мифический народ, любящий своего царя Берендея и поклоняющийся солнечному божеству Яриле. Несмотря на свою «мифичность», в стихотворной сказке Островского берендеи очень похожи на обитателей обычной русской деревеньки. Хотя и фантастического в этой пьесе предостаточно.

Перечитав «весеннюю сказку» спустя несколько лет, композитор, по его признанию, «точно прозрел»: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царём».

Над оперой он работал в живописном местечке – имении Стелёво, южнее Петербурга. Всё вокруг словно сошло со страниц «весенней» пьесы Островского.

Премьера оперы «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года в Петербурге. Критика, как водится, привередничала. Римского-Корсакова обвиняли в бедности фантазии: ведь он, утверждали некоторые, использовал в опере «бездну народных тем». Композитор невозмутимо спрашивал, какие именно народные песни звучат в его опере, но никто из авторитетных критиков ему не ответил. Публика же реагировала по-своему: она много раз вызывала Римского-Корсакова на поклоны, а по ходу спектакля требовала повторений особо понравившихся номеров.

А.Н. Островский восторженно принял оперу: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

А через 15 лет Николай Римский-Корсаков написал: «Я вынес убеждение, что «Снегурочка»… моя лучшая опера».

Запись оперы «Снегурочка» в постановке Большого театра  (1987), а также другие оперы Н. А. Римского-Корсакова можно послушать в музыкально-нотном секторе нашей библиотеки (2 этаж, каб. № 213).

 

Информация подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л. В. Рыбаковой.

Русский