ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛИКБЕЗ. История России в оперном искусстве: М. И. Глинка. «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

04.11.2023 | 1081 просмотра(ов)

В сюжете гениального произведения Михаила Ивановича Глинки – первой национальной оперы «Жизнь за царя», более известной как «Иван Сусанин», отражены события польской интервенции в России XVII века, ставшие исторической основой праздника «День народного единства», который отмечается в нашей стране с 2005 года.

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал писать оперу по повести В. А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему — тему подвига русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина попытался воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году появилась поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя оперы М. Глинки. Мысль, поданная Жуковским, всецело захватила воображение композитора: «…как бы по волшебному действию, — вспоминал он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей».

В работе над оперой существуют свои каноны: музыку принято писать, ориентируясь на слово. Однако Глинка действовал наоборот, что породило сложности в создании поэтического текста либретто. Успеть за музыкой Глинки пытались Нестор Кукольник, Владимир Сологуб, князь Владимир Одоевский и сам Жуковский. Но удалось это по большей части только барону Георгу фон Розену. Глинка больше всего ценил в нём способность сочинять слова уже к готовой музыке.

В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трёхактная, она превратилась в пятиактную, а затем – в четырехактную с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре.

Опера была с восторгом принята передовой частью общества. «С оперой Глинки, - писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, - является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки». Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно. На премьере присутствовала и царская семья, которая восприняла драму  благосклонно, а император Николай I  в знак своего чрезвычайного одобрения пожаловал Глинке бриллиантовый перстень.

Ещё в период репетиций Михаил Иванович переименовал оперу. «Жизнь за царя» - такое новое название дал сам Николай I, скорректировав предложенное поэтом Нестором Кукольником название – «Смерть за царя». Под этим названием она шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1939 году поэт С. М. Городецкий подверг коренной переработке пропитанный верноподданическими мотивами текст либретто Розена, исключив все упоминания о царе. По указу И. В. Сталина опера стала называться «Иван Сусанин». С таким сюжетом и названием сочинение прозвучало на всех оперных сценах Советского Союза.                                     

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» как никогда актуальна в наши дни: она проникнута высоким чувством патриотизма, является примером стойкости духа и преданности своей Родине.

Аудиозапись оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» в постановке Большого театра СССР  можно послушать в фонотеке музыкально-нотного сектора.

 

Информация подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л. В. Рыбаковой.

Русский