29 апреля, в Международный День танца вспомним «Русский балет Дягилева» – труппу великого импресарио С. П. Дягилева, организованную во Франции.
Дягилев Сергей Павлович (1872-1929) – российский театральный и художественный деятель, критик. В 1896 окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно занимаясь в консерватории у Н. А. Римского-Корсакова. С 1899 по 1901 состоял на службе в Дирекции Императорских театров и подготовил выпуск «Ежегодника императорских театров». Редактировал (вместе с А. Н. Бенуа) журнал «Мир искусства» и был одним из создателей одноименного художественного объединения. Организатор «Историко-художественной выставки русских портретов» в 1905, выставки художественной русской школы в Париже в 1906 году. Антрепренер ежегодных выступлений русских артистов, так называемых «Русских сезонов», в Париже (с 1907).
В 1911 году организует антрепризный театр «Русский балет Дягилева», существовавший до 1929 года.
Художественный руководитель антрепризы «Русский балет Дягилева» – М. М. Фокин, ведущий танцовщик В. Ф. Нежинский, прима-балерина Т. П. Карсавина, ведущий характерный танцовщик А. Р. Больм, режиссёр балета С. Л. Григорьев, педагог Э. Чеккети. В составе труппы (85 человек) — артисты императорских театров Петербурга, Москвы и Варшавы, воспитанники частных школ России и Польши. Первый спектакль показан 6 апреля 1911 года в Монте-Карло. Затем труппа выступала в Париже, Риме и Лондоне.
«Русский балет Дягилева» начал свой существование в период, когда балетный театр Европы находился в упадке. Основным типом спектакля стал одноактный балет, решённый в единой стилистике, предполагающий активное сотрудничество балетмейстера, композитора, художника. Роль «Русских балетов Дягилева» в истории хореографии огромна. Русский балет Дягилева сыграл свою роль и в приобщении зрителя за рубежом к русскому классическому наследию. Спектакли, сценография, музыкальное и изобразительное оформление, относятся к выдающимся образцам мирового театрального искусства. Великому реформатору русского искусства С. П. Дягилеву принадлежала честь открытия для балета таких композиторов, как И. Ф. Стравинский и С. С. Прокофьев, он заказывал музыку М. Равелю, Р. Штраусу.
Из воспоминаний выдающегося артиста балета и хореографа Сергея Лифаря:
«1919. В Англии Русский балет оставался целый год. Снова закипела работа: Мясин работал над «Волшебной лавкой» – одним из удивительнейших своих комедийных балетов на академической базе на музыку Россини, оркестрованную Респиги, и вместе со своим учителем Феликсом над испанской «Треуголкой»; Дерен готовил постановку «Волшебной лавки», Пикассо – «Треуголки»; вернулась в труппу и внесла оживление Карсавина. Балет ожил, и настроение Дягилева снова поднялось – он забывал уже, что все хотел бросить…Премьеры всех этих балетов состоялись в Лондоне (в театре «Альгамбра») и имели большой успех; зимою Дягилев повез их в парижскую Оперу»
Мясин Леонид Фёдорович (1895-1979), танцовщик, балетмейстер (поставил более 70 постановок), крупнейший мастер жанровых комедий.
«Волшебная лавка» – балет на музыку Джоаккино Россини (из сборника фортепианных пьес «Грехи старости») в инструментовке Отторино Респиги, в одном действии, в 3-х картинах. Леонид Мясин, взяв за основу балет «Фея кукол» (популярный балет второй половины XIX века на музыку Йозефа Байера), дополнил его сюжетом сказки «Оловянный солдатик» Г. Х. Андерсена. В качестве соавтора балетмейстер пригласил французского художника Андре Дерена. Он же и оформил спектакль. Режиссёр С. Л. Григорьев, дирижёр. А. Дефоссе. Артисты балета: Л. В. Лопухова и Л. Ф. Мясин (куклы), С. Л. Григорьев (русский купец), Э. Чеккетти (жена американца), Л. Соколова и Л. Вуйциковский (тарантелла), Н. Н. Зверев (атаман), В. Савина и Н. В. Кремнёв (танец пуделей), В. Н. Немчинова (Дама червей), Л. П. Чернышёва (Дама треф).
Григорьев Сергей Леонидович (1883-1968) – режиссер, исполнитель мимических ролей и администратор в антрепризе С. П. Дягилева с 1909 по 1929 годы.
Карсавина Тамара Платоновна (1885-1978) – балерина. В антрепризе С. П. Дягилева с 1909-1929 годы.
«Треуголка», «Треугольная шляпа» – балет-пантомима Мануэля де Фальи, в одном действии, 2-х картинах. Либретто Г. Мартинеса-Сьерры по мотивам одноименной повести П. А. де Аларкона. Хореограф Л. Ф. Мясин, консультант по танцам фламенко Феликс Фернандес Гарсия. Художник П. Пикассо. Дирижёр Э. Ансерме. Артисты балета: Л. Вуйциковский (Коррехидор), Л. Ф. Мясин (Мельник), Т. П. Карсавина (Жена мельника). Артистка оперы: З. Н. Розовская.
В хореографии Мясина были тщательно воспроизведены черты народных танцев. Балет-пантомима «Треуголка» дягилевской антрепризы и сегодня в репертуаре многих театров мира.
История о том, как пожилой и любвеобильный градоначальник (Коррехидор) воспылал нежными чувствами к прекрасной Мельничихе и был за это наказан умным Мельником и его женой, нашла вполне реальное воплощение в веселой народной комедии. Сюжет, заимствованный из популярной новеллы П. Аларкона, был трансформирован в балетном сценарии Мартинеса Сьерры, мадридского режиссера, друга юного Гарсиа Лорки. Зрителей восхитила новая театральная работа художника Пабло Пикассо (1881-1973), его чрезвычайно колоритные и меткие живописные решения.
Художник с любовью выполнил не только красочные эскизы декораций и костюмов, но и оригинальный занавес, изображавший картинку испанского городского быта.
С труппой «Русский балет Дягилева» сотрудничали композиторы М. Равель, Э. Сати, Ф. Пуленк, Ж. Орик; художники А. Матисс, Ж. Брак, Ж. Руо, Л. Бакст, Н. Рерих, Н. Гончарова, М. Ларионов, балетмейстеры Б. Нижинская, Д. Баланчин.
В 1966 году именем С. П. Дягилева названа площадь в Париже (примыкающая к зданию Парижской оперы).
В 1990 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде) открыт Центр международного искусства им. С. Дягилева.
В Перми открыт благотворительный фонд «Дом Дягилева» и мемориальный музей (1990), проводятся международный семинар «Дягилевские чтения» (с 1987) и международный музыкально-театральный фестиваль «Дягилевские сезоны» (с 2003).
В подготовке материала использованы издания из фонда Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна:
Кулаков, В. А. Дягилев Сергей Павлович / В. А. Кулаков, О. В. Фраёнова // Большая Российская энциклопедия. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2007. – Т. 9. – С. 500-501.
Русский балет : энциклопедия / [редакционная коллегия книги: Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская и др.]. – Москва : Большая Российская энциклопедия : Согласие, 1997. – 631 с.
Лифарь, С. М. Дягилев и с Дягилевым / Сергей Лифарь. – Москва: Вагриус, 2005. – 591 с.
Парфенова, И. Н. Дягилев и музыка : словарь / И. Парфенова, И. Пешкова. – Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2017. – 427с.
Дягилева, Е. В. Семейная запись о Дягилевых / Е. Дягилева. – Санкт-Петербург : Пермь : Дмитрий Буланин, 1998. – 287 с.
Русские сезоны Сергея Дягилева: каталог выставки / Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека; Ю. Л. Престенская [и др.]. – Санкт-Петербург : Гиперион, 1998 . – 39 с.
Нестьев, И. В. Дягилев и музыкальный театр ХХ века / И. В. Нестьев. –Москва : Музыка, 1994. – 224 с.
Лифарь, С. М. Дягилев / С. М. Лифарь. – Санкт-Петербург : Композитор; ТОО"Яна принт", 1993. – 352 с.
- 3249 просмотров