Можно ли представить себе театральную Москву, Малый театр 1920-1980-х годов, без Елены Николаевны Гоголевой?
Гоголева Елена Николаевна (1900-1993), российская актриса, народная артистка СССР (1949), Герой Социалистического труда (1974). После окончания в 1916 году Александро-Мариинский института благородных девиц училась в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. В 1918 году со второго курса была принята в Малый театр.
С первых ролей – Джессика («Венецианский купец» У. Шекспира), Татьяна («Старик» М. Горького), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова) – Е. Н. Гоголева заняла положение ведущей актрисы труппы.
Из воспоминаний Елены Николаевны Гоголевой:
«1 августа 1918 года я подписала свой первый контракт в Малый театр. Несмотря на трудности 1919 года, никому не приходило в голову опаздывать. Хотелось, есть, немного отогреться, но больше всего хотелось работать. Исключительный пример подавали нам старшие товарищи, и среди них – Вера Николаевна Пашенная. Постановщик «Электры» А. А. Санин был очень требовательным режиссером: каждая репетиция превращалась в спектакль с максимальной отдачей, с полным темпераментом...
На открытии сезона 1919/20 года я сыграла Софью в «Горе от ума». Я много читала и слыхала, как замечательно играла когда-то Софью Яблочкина. Вероятно, это было очень смело со стороны девятнадцатилетней актрисы, без году неделю играющей в прославленной труппе Малого театра, твердо отстаивать свое толкование роли и идти даже против режиссера. Мне казалось, что эта девушка с сильным характером, безусловно, намного умнее и начитаннее окружавших ее сверстниц. Все эти черты я находила в тексте Грибоедова. Мою трактовку приняли и одобрили Южин, игравший Фамусова, и все Чацкие – их было у меня целых три: Пров Садовский, Остужев и М. Ф. Ленин».
В искусство Малого театра народная артистка СССР Елена Николаевна Гоголева вошла не только как актриса высокой сценической культуры, но и как сердечный, душевно щедрый человек, беззаветно служащий своему делу, художническому долгу.
Разносторонняя индивидуальность, страстный темперамент и яркая сценическая внешность (царственная осанка, волевой взгляд, острая графичность жеста) позволили Е. Н. Гоголевой создать множество образов классических и современных героинь: Дездемона («Отелло» Шекспира), Панова («Любовь Яровая» К. А. Тренёва), Аксюша, Лариса, Полина, Кручинина в спеклаклях А. Н. Островского «Лес», «Бесприданница», «Доходное место», «Без вины виноватые» и другие.
Актриса большой трагической силы, отличавшаяся высокой сценической культурой, Гоголева всегда стремилась к яркой театральности, пластической выразительности. Особенных успехов добивалась в создании образов волевых, сильных героинь. Обладая яркой, разносторонней индивидуальностью, за долгую сценическую жизнь создала множество образов классических и современных героинь.
Значительное место в репертуаре Гоголевой занимали характерные и комедийные роли: Лидия, Мурзавецкая («Бешеные деньги», «Волки и овцы» Островского), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э. Скриба), Селина Муре («Мамуре» Ж. Сармана).
Главными событиями творческой биографии Гоголевой были романтические и трагические роли: принцесса Эболи («Дон Крлос» Ф. Шиллера), Марина Мнишек («Борис Годунов») А. С. Пушкина), Надежда Монахова («Варвары» Горького), леди Макбет («Макбет» Шекспира), фру Альвинг («Приведение» Г. Ибсена).
С чувством стиля и безупречного вкуса Гоголева сыграла свою последнюю роль – княжну Плавутину-Плавунцову («Холопы» П. П. Гнедича, 1987).
С творчеством Елены Николаевны Гоголевой любители театра сегодня могут познакомиться по многочисленным телеспектаклям. На пленке запечатлены знаменитые постановки – «Стакан воды», «Холопы», «Макбет», «Пучина», «Мамуре», «Варвары», «Волки и овцы», «Горе от ума», «Гроза», «Перед заходом солнца». Снималась в фильмах «Гобсек», «Пиковая дама» и других.
В Национальной библиотеке можно познакомиться с воспоминаниями Елены Николаевны Гоголевой:
На сцене и в жизни / Е. Гоголева; предисловие И. Л. Андроникова. – Москва : Искусство, 1985. – 253 с.
Актриса рассказывает о своей жизни, богатой интересными событиями, о мастерах Малого театра разных поколений – М. Ермоловой, О. и П. Садовских, И. Рыжове, А. Южине, Б. Бабочкине, М. Цареве и других. Вспоминает Гоголева и о встречах с выдающимися современниками – А. Коллонтай, М. Сарьяном, П. Капицей и другими.
Е. Н. Гоголева носила талисман в виде броши с портретом Марии Николаевны Ермоловой.
В подготовке материала использованы издания из фонда Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна:
Гоголева Елена Николаевна // Большая Российская энциклопедия. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2007. – Т. 7. – С. 228.
Гоголева Елена Николаевна // Русский драматический театр: энциклопедия / под общей редакцией М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2001. – С. 107-108.
Николаев, А. Елена Гоголева // Люди искусства – Герои Социалистического Труда / А. Николаева; составители Н. Г. Кузнецова, И. П. Кириченко, Н. Д. Еремченко; вступительная статья А. В. Романова. – Москва : Искусство, 1980. – С. 34-39.
Гоголева, Е. На сцене и в жизни / Е. Гоголева; предисловие И. Л. Андроникова. – Москва : Искусство, 1985. – 253 с.
- 2658 просмотров