ТЕАТР. СТО ЛЕТ НАЗАД. Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (БДТ им. Г. А. Товстоногова)

15.02.2019 | 2414 просмотра(ов)

Шел 1919 год. По инициативе М. Горького, М. Андреевой и А. Блока Петроградским Советом принято решение создать «театр классической трагедии, романтической драмы и высокой комедии».

«В наше время необходим театр героический, – писал Горький – ...необходимо показать ...человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею... – человека честного деяния, великого подвига».

15 февраля 1919 года в Петрограде в помещении Большого зала консерватории состоялась премьера трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос». Великолепная игра Н. Монахова (Филипп II), Ю. Юрьева (маркиз Поза), В. Максимова (Дон Карлос), живописные декорации художника В. Щуко вызвали восторженный прием переполненного зрительного зала. Этот спектакль ознаменовал собою рождение нового театра, который был назван Большим драматическим.

В середине 20-х годов театр одним из первых в стране обратился к произведениям советских драматургов. Огромную роль в становлении реалистического мастерства артистов и режиссеров сыграло обращение к драматургии основателя театра М. Горького.

Первый главный режиссёр театра – А. Н. Лаврентьев (1919-21, 1923-29). В 1920-30-е годы среди сотрудничавших с театром: режиссёры – Н. В. Петров, Б. М.Сушкевич, Р. В. Болеславский, К. П. Хохлов, К. К. Тверской, художники – А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Ю.П. Анненков, Н. П. Акимов, М. З. Левин, композиторы – Б. В. Асафьев, Ю. А. Шапорин. В 1929-1956 среди режиссёров театра – А. Д. Дикий, Б. А. Бабочкин.

С 1932 года театр стал называться Большим драматическим театром имени М. Горького, с 1964 по 1992 годы – Ленинградским академическим Большим драматическим театром имени М. Горького, с 1992 года – имени Г. А. Товстоногова.

Товстоногов Георгий Александрович (1915-1989) — российский режиссёр, педагог, теоретик театра, народный артист СССР. Один из режиссёров, определивших пути развития отечественного театра второй половины XX века. Создав свою театрально-педагогическую систему, внёс огромный вклад в развитие мирового театрального искусства. Другой составляющей успеха Г. А. Товстоногова была его художественная интуиция, способность увидеть талант в человеке, выявить его какие-то принципиальные особенности.

Георгий Александрович вспоминал: «Свое назначение на должность главного режиссёра в 1956 году я воспринял с чувством огромной ответственности и поставил перед творческим коллективом театра и перед самим собой задачу развивать лучшие традиции, завещанные нам основателями Большого драматического театра – подвижничество, рыцарство, чувство времени. Наша основная задача – создать сплоченный ансамбль единомышленников и в тоже время как можно ярче, полнее, глубже раскрыть каждую индивидуальность».

Г. А. Товстоногов руководил театром в течение тридцати трёх лет, став его душою и неотъемлемой частью. Режиссёр создал великий театр, сильнейшую труппу, открыл плеяду замечательных актёров: Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Владислав Стржельчик, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Олег Борисов, Кирилл Лавров, Николай Трофимов, Олег Басилашвили, Владимир Рецептер, Татьяна Доронина, Людмила Макарова, Валентина Ковель, Нина Ольхина, Мария Призван-Соколова, Зинаида Шарко, Наталья Тенякова, Алиса Фрейндлих, Ольга Волкова, Светлана Крючкова.

Даниил Гранин вспоминал: «Г. А. Товстоногов создал замечательное созвездие актеров Большого драматического театра, создал, по существу, и сам этот театр, который вошел в историю как театр Товстоногова. Спектакли Товстоногова гремели на всю страну. Постановки Георгия Товстоногова каждый раз становились явлением общественной социальной жизни, не только культурной».

Спектакли «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (1957), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1962), «Три сестры» А. П. Чехова (1965), «Варвары» (1959) и «Мещане» М. Горького (1966) стали крупными событиями в жизни общества, вошли в «золотой фонд» русского театра и определили лидирующее положение БДТ в отечественном сценическом искусстве.

После смерти Товстоногова театр возглавляли К. Ю. Лавров (1989-2007), Т. Н. Чхеидзе (2007-2013), с 2013 года художественный руководитель  А. А. Могучий.

В Санкт-Петербурге в сквере имени Г. А. Товстоногова стоит памятник легендарному режиссёру, а на доме, где он жил мемориальная доска. Бюст Г. А. Товстоногову установлен в одном из залов театра.

Имя Товстоногова носит астероид № 4880. В столетие режиссёра его именем был назван один из авиалайнеров компании «Аэрофлот».

В 1989 году вышла настольная медаль «Большой драматический театр им. М. Горького» (автор работы – российский скульптор и медальер А. А. Королюк).

При подготовке материала использованы издания из фондов Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна:

Санкт-Петербургский Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова // Большая Российская энциклопедия. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2015. – Т. 29. – С. 348-349.

Русский драматический театр : энциклопедия / под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой [и др.] – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2001. – 567 с.

Ленинградский ордена Трудового Красного знамени Академический Большой драматический театр имени М. Горького / составитель Д. М. Шварц. – Ленинград : Искусство, 1974. – 42 с.

Товстоногов, Г. А. Круг мыслей: статьи, режиссерские комментарии, записи репетиций / Г. А. Товстоногов. – Ленинград : Искусство, 1972. – 287 с.

Революция и искусство : становление советского театра, эстрады и цирка 1917-1932 : рекомендательный библиографический указатель / составители : Марина Зеленина, Вера Мещерякова, Елена Шнейдер. Москва : Государственная центральная театральная библиотека, 1987. 40 с.

Гранин, Д. Чужой дневник / Даниил Гранин. – Москва : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018.– 416 с. (Биографии, автобиографии, мемуары).

 

Русский