1918 год. Императорский фарфоровый завод был переименован в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ) и перешёл во введение Народного комиссариата просвещения. Наркомпрос поставил задачу не только сохранить лучшие традиции русского художественного фарфора, но сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова – революционный по содержанию, современный по форме, безупречный по техническому исполнению».
Первые послереволюционные годы были отмечены небывалым всплеском агитационно-массового искусства, где во всем, по словам поэта Александра Блока, звучала «музыка революции».
В России выпускались фарфоровые фигурки, изображающие характерных представителей революционной эпохи (красноармейца, матроса, партизана, милиционера, работницу).
Тарелки, чашки, вазы, кувшины и другая посуда украшались лозунгами, эмблемами, тематическим орнаментом, портретами революционеров.
Среди авторов агитационного фарфора были С. В. Чехонин, Н. Я. Данько, В. В. Кузнецов, А. В. Щекотихина-Потоцкая. К созданию росписей были привлечены художники Н. И. Альтман, П. В. Кузнецов, Н. М. Суэтин.
Агитационный фарфор выставлялся в витринах, становился предметом коллекционирования. Среди известных коллекционеров – народные артисты СССР Л. О.Утёсов, М. В.Миронова и А. С. Менакер.
Агаркова Г. Д., автор фундаментального труда «250 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу в Санкт-Петербурге, 1744-1994» (в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна имеется это издание), считает, что агитационный фарфор вошел в историю русского фарфора ярчайшей, неповторимой страницей, его не перестают изучать, спорить о нём и …восхищаться им.
Материал подготовлен Л. Мансуровой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.
- 3025 просмотров