Есть новости на страницах краеведческих газет и журналов, которые нельзя назвать старыми даже за давностью лет, – они сразу становятся историей. Это могут быть как сведения о важных исторических событиях, так и сообщения о неожиданных поворотах судьбы в жизни отдельных людей. В газете «Марийская правда» за 11 декабря 1957 года была опубликована небольшая заметка под названием «Участник Цусимского боя».
«В колхозе «Вильгурт», Хлебниковского района, живет 78-летний Федор Кузьмич Семенихин. Бывалый моряк, кавалер Георгиевского креста и двух медалей, он является участником морского сражения при Цусиме».
Цусимское морское сражение явилось апофеозом Русско-японской войны 1904–1905 годов – войны двух империй за сферы влияния на Дальнем Востоке, за контроль над Маньчжурией, Кореей и Жёлтым морем. Вследствие ошибок и просчётов в подготовке к войне, недооценки противника, недостатков в системе командования армией и флотом, Россия проигрывала сражение за сражением.
На помощь сражавшемуся в окружении гарнизону Порт-Артура была направлена Вторая Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Рождественского. Эскадра совершила поход в 32,5 тыс. километров из Балтийского моря, мимо берегов Европы, вокруг Африки и далее, задержавшись на Мадагаскаре, через Индийский океан, мимо берегов Индокитая... По дороге корабли активно пополняли запасы угля, что привело к их перегрузке и, как следствие, к потере скорости.
Когда Российская эскадра проходила участок между островом Цусима и берегами Японии, её уже поджидал японский флот – 10 броненосцев, 24 крейсера и 63 миноносца. Наша эскадра в Цусимском сражении потерпела поражение, потеряв девять броненосцев, шесть крейсеров, пять миноносцев и несколько транспортов. Еще четыре броненосца и один миноносец сдались в плен. Причинами тому были недостатки в конструкции кораблей, недостаточная их скорость, несовершенство русской артиллерии, усталость офицеров и матросов после многомесячного похода, ошибки командования... Не было среди причин лишь недостатка мужества, доблести и храбрости российских моряков, которые продолжали исполнять свой долг до последнего. Во время сражения погибли более пяти тысяч членов экипажей российской эскадры. Еще почти шесть тысяч оказались в плену – у российских кораблей, получивших критические повреждения, расстрелявших боезапас, зачастую просто не было иного выхода, кроме как спускать флаг...
«Во многих местах побывал Ф. К. Семенихин во время службы в царском флоте. Был в Дании, видел Германию и Испанию. В 1905 году он оказался на Дальнем Востоке, служил на крейсере «Светлана». Во время сражения с японцами в русско-японской войне крейсер получил сильное повреждение и затонул, а его команда после семичасового пребывания в воде была подобрана японцами. В числе спасенных был матрос первой статьи, сигнальщик Федор Семенихин».
Матрос первой статьи – это разряд в Российском Императорском флоте, который присваивался матросу за образцовое выполнение служебных обязанностей и примерную воинскую дисциплину после года службы. То есть наш герой Федор Семенихин служил достойно! Крейсер «Светлана», на котором нёс службу Семенихин, строился как яхта великого князя Алексея Александровича, главы морского ведомства. В силу своего предназначения корабль отличался роскошной отделкой внутренних помещений и слабостью в боевом отношении.
В первый день Цусимского сражения 14 мая 1905 года крейсер состоял в отряде охранения транспортов. Тем самым быстроходный и маневренный корабль лишился этих своих преимуществ, чем воспользовались превосходившие его в артиллерии японские корабли. Крейсер получил попадание под ватерлинию в районе силовой установки, в результате был затоплен ряд помещений, образовался сильный крен на левый борт, скорость упала на 5 узлов. Получив тяжёлые повреждения, крейсер «Светлана» отстал от колонны русский эскадры и был обнаружен японскими кораблями. Собранные командиром офицеры единогласно решили принять бой, а при угрозе захвата затопить корабль. После двухчасового боя, израсходовав все снаряды и потеряв выведенную из строя вражеским огнём свою маломощную артиллерию, крейсер был расстрелян в упор. С большим дифферентом на нос лёг на левый борт так, что верхняя палуба начала входить в воду. Командир приказал экипажу эвакуироваться в воду, а крейсер затопить открытием кингстонов. Со сбитыми стеньгами и задней трубой, но поднятым кормовым флагом, «Светлана» погрузилась на глубину 600 метров. В этом бою погиб всё время находившийся на мостике капитан 1-го ранга Сергей Павлович Шеин.
Из команды «Светланы» утонуло и умерло от ран в плену 167 моряков. Одна из причин столь большого числа жертв – японцы вели артиллерийский огонь по спасавшемуся экипажу и во время гибели крейсера и даже после его ухода под воду, а затем покинули место боя. Только через полтора часа к месту гибели подошёл вспомогательный крейсер «Америка-Мару» и поднял с воды уцелевших русских моряков, но к тому времени многие уже погибли от переохлаждения. Спасены были 10 офицеров, 7 кондукторов, 273 матроса. Среди спасенных матросов был и Федор Кузьмич, которому наверняка были присущи находчивость, умение сохранять хладнокровие, да и природное здоровье. В старой газетной заметке отмечалось:
«Несмотря на преклонный возраст, Федор Кузьмич активно участвует в колхозном производстве, выработал немало трудодней, полон сил и энергии».
Русско-японская война завершилась Портсмутским миром, подписанным 5 сентября (по новому стилю) 1905 года – 120 лет назад. Последствия этого договора оказывают влияние и на современные российско-японские отношения.
Приходите к нам в библиотеку, читайте книги в самой лучшей и главной библиотеке республики, участвуйте в библиотечных мероприятиях, следите за новостями на сайте библиотеки! И пусть в Год воинской славы слово «Цусима» будет в нашем сознании символом небывалой стойкости и мужества русских моряков и преемственности поколений защитников Родины, а не только синонимом поражения!
Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов.
Использованы:
https://regnum.ru/article/2718175
https://navalmuseum.ru/news?id=2241
https://lenta.ru/articles/2005/05/27/tsusima/
- 58 просмотров