Игрушки, как правило, любят все. И неудивительно, если вспомнить, что они предназначены для удовлетворения естественных врожденных и приобретаемых потребностей ребёнка в физическом, интеллектуальном и психоэмоциональном развитии. Про игрушки советского времени пишут сейчас много – бывшие дети, игравшие ими, давно уже вступили в золотой возраст ностальгии. Но про советские игрушки писали и раньше. И совсем не в ностальгическом ключе.
В газете «Марийская правда» за 14 июля 1979 года была опубликована статья под названием «Игрушки». Автор З. Кириллова, инспектор Министерства просвещения МАССР, придает статье интонацию семейного разговора и весьма неназойливо приводит принятую в то время педагогическую классификацию детских игрушек. Начинается статья с реальных картинок из жизни игрушек в Йошкар-Оле:
«Путь игрушки к ребенку, ее судьба – счастливая или несчастливая – начинаются с магазина. Вот «Детский мир» на улице Советской в Йошкар-Оле. Попробуйте понаблюдать в магазине, как родители выбирают игрушки. Одни делают это неторопливо, уверенно, спрашивая у продавца: «Нет ли у вас несложного деревянного конструктора для ребенка пяти лет?» Родители рассматривают детали, альбом моделей, читают правила игры и только после этого решают – брать или не брать конструктор. Это значит, что они заранее знают, какая игрушка требуется их сыну или дочери и почему именно ее надо купить. Другие нерешительно рассматривают прилавки, полки, берут в руки то куклу, то деревянную каталку, то мяч, то дудку, снова возвращаются к кукле и, наконец, покупают что-то явно не удовлетворившее их в начале осмотра.
Какие игрушки нужно покупать ребенку? Именно на такой вопрос родители и ждут порой прямого ответа… На такой вопрос можно ответить вопросом же: какому ребенку? Дети отличаются друг от друга не только возрастом, но и развитием, кроме того, один из них живет в сельской местности, другой – в городе, у одного круг наблюдений ограничен комнатой, двором, у другого масса впечатлений от экскурсий, одному прочли много интересных книг, другому ничего не читали, не читают. Поэтому первое, что необходимо для правильного выбора игрушек, – понимать, знать детей: что их интересует, в чем они ушли вперед и в чем отстали от сверстников, герои каких книг стали для них любимыми, что они знают о животных, о близких и далеких странах и городах, о людях, об их труде и быте».
Автор подчеркивает, что создание игрушек в СССР было государственным делом:
«Разработка тематики игрушек, их оформление строится на научной основе с учетом психологии детей, воспитательного и развивающего воздействия игрушки на ребенка. Существует Научно-исследовательский институт игрушки, в котором работают художники, скульпторы, инженеры, педагоги. При Министерстве просвещения РСФСР создан художественно-технический совет, который координирует работу предприятий и осуществляет контроль за качеством выпускаемых игрушек. Сейчас свыше 800 предприятий в стране выпускают более 11 тысяч наименований игрушек».
Упомянутый в статье Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки работал в Загорске (Сергиевом Посаде) с 1932 года. Загорск был выбран местом для института как один из признанных центров русской национальной игрушки. Институт занимался разработкой типовых технологических процессов изготовления кукол и игрушек. Помимо разработки новых игрушек, Институт также производил экспертизу продукции предприятий. Персонал состоял из высококвалифицированных художников, технологов, психологов, медиков, педагогов и методистов, разрабатывающих образцы игрушек для фабрик, расположенных на всей территории СССР. Его конструкторы и дизайнеры были известны по всему миру.
Современному человеку это может показаться удивительным – все уже привыкли, что детские игрушки делают китайцы для всего мира, и делают так, как они считают нужным (выгодным, прежде всего). Но в советское время было решено иначе – выпускать игрушки «по науке» и, конечно же, выпускать их самим. На протяжении всего своего существования НИИ игрушки оставался единственным в стране и за рубежом научным центром, целью которого было «создание педагогически целесообразных и высокохудожественных игрушек».
Статью Кирилловой в «Марийской правде», как и производство игрушек, также отличают научность, стройность и обстоятельность. В предложенной системе классификации находится место практически каждой игрушке. Мы видим здесь и уровень развития технологий, отраженный в детской игрушке. Наконец, получаем возможность воспроизвести игрушечный ассортимент магазина «Детский мир» в Йошкар-Оле конца 70-х годов XX века.
«Какие виды игрушек различают? Это сюжетные или сюжетно-образные игрушки. Здесь центральное метро принадлежит кукле. С нею связаны разнообразные переживания детей. Во время игры они как бы одушевляют куклу, разговаривают с ней, поверяют ей свои тайны, радости.
Все больше входят в жизнь ребят технические игрушки. Многие из них приводятся в движение с помощью пружины (заводные игрушки), электричества, инерционного двигателя, есть игрушки с дистанционным управлением.
Существуют и игрушки-забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков. Они берут начало от народных игрушек, частично от народных театральных зрелищ. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать веселый смех, сопереживание радости, озабоченности, воспитать чувство юмора и т. п. Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они вызывают радость, восторг и способствуют развитию тонких движений, осторожному обращению с хрупкими вещами.
Особый тип представляют собой спортивно-моторные игрушки, которые прежде всего предназначены для осуществления задач физического воспитания. Они повышают двигательную активность детей, координацию движений, ориентировку в пространстве, ловкость, смелость.
Большое значение для эстетического воспитания детей имеют музыкальные и озвученные игрушки: погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики и т.д. Игрушки, изображающие музыкальные инструменты (пианино, рояль, балалайки, цимбалы, гусли), удовлетворяют интерес детей к звукам, побуждают их воспроизводить мелодии песен, маршей. Театральные игрушки по содержанию являются образными. Они имеют свое педагогическое назначение – служить целям эстетического воспитания, развития речи.
Заметное место принадлежит так называемым дидактическим игрушкам. Они предназначены для сенсорного и умственного развития и обучения ребенка. Это разноцветные шары, пирамиды, матрешки, грибы, бочонки, мелкие игрушки-вкладыши, бирюльки, игрушки для конструирования – мозаика, палочки. Несколько обособленно стоят здесь настольные и печатные игры: лото, парные картинки, квартеты, кубики и др. Дидактические игрушки замечательны тем, что ребенок, играя с ними, решает задачу, условия которой заключаются в конструкции самой игрушки.
Готовая игрушка знакомит со многими предметами, учит обращению с ними, подводит к пониманию их назначения в жизни человека, но она нередко мешает ребенку проявить инициативу, самостоятельность. Это восполняется строительными материалами, которые входят в ассортимент игрушек и пособий для игр. Назначение их – развитие внимания, сообразительности, конструктивных навыков и способностей детей.
Очень важны и игрушки-самоделки. Они изготовляются ребятами, родителями, воспитателями детских садов. Это спутники детства многих поколений, с тех самых пор, когда еще не было промышленного игрушечного производства. Не утратили они своего значения и сейчас. При изготовлении самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху. В своей творческой деятельности он ищет общения с товарищами, предлагает им вместе играть… Процесс превращения материала в игрушку сопровождается разнообразными переживаниями – чувством удивления, радостного ожидания.
Для игрушек-самоделок надо широко использовать природные источники. Вместе с детьми на прогулках в лесу, в парке внимательно присматривайтесь к окружающему. Так, березовый сучок может напомнить сказочную птицу, а прикрепленные детьми перышки оживят этот образ. Из шишек и желудей вместе с детьми мастерите птиц, человечков. Конструирование игрушек – увлекательное и очень полезное дело для дошкольников.
Особо хотелось бы сказать о подборе игрушек в зависимости от возраста.
Для малышей они должны в первую очередь обеспечивать развитие движений и их совершенствование: крупные мячи, разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки. Здесь уместны и сюжетно-образные игрушки: куклы, животные, предметы обихода, с которыми игровые действия просты и доступны детям. С игрушками-забавами малыши еще не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек (танцующая обезьяна, бычок, прыгающая птичка и т. д.).
У ребят среднего возраста (пятый год жизни) роли в игре выделяются более отчетливо и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: флажки, барабаны, шлемы… Четырехлетние могут сами приводить в действие игрушки-забавы и играть в комплектные игрушки, например, комплект игрушек «Домашние животные», «Лото», «Большие и маленькие».
Дошкольники пяти-шести лет шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организация игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развить сложные сюжеты: игры в путешествия, театр, школу, зоологический сад, космодром, полет на Луну. Дети этого возраста должны уметь пользоваться техническими игрушками, а также наборами комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и другими.
Шести-семилетних интересуют игры спортивного характера, для этого нужны такие игрушки как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям надо давать спортроллер, в зимнее – лыжи и коньки.
Очень важно помнить, что любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Детям надо осваивать ее в действии, а взрослые должны помочь организовать игру с новинкой».
Надо полагать, дети XXI века, если бы смогли и захотели прочитать статью, здорово бы удивились выводам автора. Каждому поколению – свои игрушки!
Наслаждайтесь последними тёплыми днями, приходите в Национальную библиотеку имени С. Г. Чавайна, читайте книги в самой лучшей и главной библиотеке республики, следите за новостями на сайте библиотеки, будьте здоровы и счастливы!
Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов
- 129 просмотров