Очередная «старая» новость со страниц газеты «Марийская правда» за 7 июля 1957 года позволяет по-новому взглянуть на жизнь людей прошлых поколений и увидеть, что кроме благополучной жизни и процветания страны они ещё хотели, чтобы пела душа, и звучали гусли.
Статья «По заказу марийских мастеров», подписанная «Текст и фото Ник. Романика» начинается так:
«Павла Степановича Тойдемара мы встретили на музыкальной фабрике. Он был в том настроении, которое приходит к людям, когда им удаётся сделать что-либо захватывающее. А таким необычным для народного артиста Марийской республики были новые гусли. Вот они только что закончены. Чудесное оформление. Марка «Украіна», сделано в Чернигове».
«Тойдемар (Стекольщиков) Павел Степанович (1899–1958) – деятель культуры, артист, музыкант-виртуоз, с 1940 г. руководитель ансамбля гусляров Маргосфилармонии. В годы войны – руководитель концертной фронтовой бригады (более 1000 концертов), после войны организатор, участник гастрольных поездок ансамбля. Сделал грамзаписи лучших образцов народной музыки, усовершенствовал традиционные гусли, обогатив их звучание. Заслуженный, народный артист Марийской АССР (1944, 1945); награждён орденом Красной Звезды (1945), медалью «За трудовое отличие» (1949)». (МБЭ. Йошкар-Ола, 2017. С. 441).
Мастера Черниговской фабрики музыкальных инструментов откликнулись на просьбу Павла Степановича выпустить первые гусли его конструкции. Автор сообщает:
«Трудились вместе: и Герасименко (мастер), и сам народный артист. Кончалась смена – они всё мастерили. День за днем рождался инструмент…
Звенят струны, стройно, голосисто. Мелодия вырывается на улицу, к окну приходят рабочие, прислушиваются. Инструмент чем-то напоминает украинскую бандуру, такой же древний инструмент, с которым никогда не расставались местные народные певцы...
Народный артист рассказывает нам о чудесном обычае, установившемся на его родине: каждая девушка Горно-Марийского и Еласовского районов должна уметь играть на гуслях, иначе не найти ей хорошего жениха. Нет, это не прихоть избалованных, а что-то естественное, близкое сердцу. Не в этом ли, размышляем мы, один из истоков всенародной любви марийцев к гуслярском у искусству».
Гусли предназначались для марийского ансамбля песни и танца. На них гусляры должны были выступить на фестивале в Москве.
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов проходил в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 года. В столицу приехали 34 000 делегатов из 131 страны, 2000 журналистов. Самые большие делегации, по 2000 человек, прислали Франция и Финляндия. Много гостей прибыло из Италии, Великобритании, Венгрии и ФРГ. В особом фаворе была черная Африка: Гана, Эфиопия, Либерия только что освободились от колониальной зависимости, обрел национальную свободу после войны Египет.
Автор статьи заключает:
«К отъезду ансамбля в Москву черниговчане отправят марийским гуслярам первую партию народных инструментов», которые... «зазвучат, чтоб взволновать чарующей народной мелодией юность, что приедет к нам из дальних и близких стран».
Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов.
- 982 просмотра