СТАРЫЕ НОВОСТИ: по страницам «Марийской правды»

08.10.2021 | 741 просмотра(ов)

В фондах Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна достойное место занимает газета «Марийская правда», отметившая в 2021 году свой столетний юбилей. В номере газеты за 5 октября 1958 года опубликована статья под названием «Йошкар-Ола» – на рейде», автор которой, В. Рябинин, писал:

«На Рыбинском рейде, недалеко от причала мелькомбината, встало на якорь большое грузовое судно. На его носу в надстройке выведено название «Йошкар-Ола». Это – грузовой теплоход Волжского объединенного пароходства, носящий имя столицы Марийской АССР, прибыл с очередным рейсом. Пятнадцатый по счету рейс, как и многие другие, судно завершило досрочно».

Для тех, кто знал, что просторы Волги и её рукотворных морей и каналов когда-то бороздило судно под названием «Йошкар-Ола», это, конечно, очень «старая» новость. Кто первый раз открыл глаза на этот факт истории – новость самая, что ни есть, актуальная. И, похоже, команда теплохода работала увлеченно, азартно и изобретательно:

«Капитан этого комсомольско-молодежного судна Александр Алексеевич Борисов рассказывает: «Экипаж «Йошкар-Олы», встав на трудовую вахту в честь предстоящего XXI Внеочередного съезда Коммунистической партии Советского Союза, успешно завершил первый предсъездовский рейс. Взяв в Цимлянском порту в свои обширные трюмы 2101 тонну пшеницы нового урожая, на 101 тонну больше нормы, мы доставили ее в Рыбинск почти на 70 часов раньше графика, сэкономив при этом несколько тонн горючего. …На сэкономленном топливе уже совершен рейс от Сталинграда до Москвы»…

 «Команда теплохода может хорошо работать и культурно отдыхать. На длительных стоянках в крупных портах, во время погрузочно-разгрузочных операций устраиваются коллективные выходы в драматический и кино-театры, музеи. В Москве речники посетили мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина, зоопарк, в Сталинграде побывали на Мамаевом кургане и осмотрели музей обороны города.

На судне работает молодежный хор под руководством первого штурмана и аккордеониста И. Я. Уткина. Выходит стенгазета «Речник». Молодые фотографы сейчас готовят выставку своих работ, посвященных 40-летию комсомола».

А дальше – самое интересное:

«Все члены экипажа состоят читателями судовой библиотеки. В ней половина книг – подарок трудящихся Йошкар-Олы, сделанный пять лет тому назад. Тогда между командой судна и жителями столицы была установлена тесная связь – те и другие обменивались взаимными теплыми письмами. К сожалению, сейчас она отсутствует».

Кто же эти «жители столицы», кем они были? Ответ нашелся на сайте газеты marpravda.ru:

«23 июля 1952 года «Марийская правда» рассказала о дружбе комсомольцев Марпединститута с экипажем теплохода «Йошкар-Ола», перевозившим грузы по Волго-Донскому каналу». Студент Ф. Гордеев в небольшой заметке с говорящим названием «Подарок теплоходу «Йошкар-Ола» сообщал:

«В числе судов, которые будут перевозить грузы по Волго-Донскому каналу им. В. И. Ленина, есть теплоход «Йошкар-Ола». Комсомольцы Марпединститута завязали переписку с комсомольцами теплохода. Недавно студенты послали в подарок экипажу теплохода большую посылку с книгами. Среди них – сочинения И. В. Сталина, произведения классиков русской литературы, книги М. Шкетана, М. Казакова и другие.

Студенты от всей души пожелали команде теплохода успехов в борьбе за выполнение государственного плана перевозок и выразили уверенность в том, что экипаж с честью пронесет по Волго-Дону имя нашего города. Они написали: «Мы гордимся тем, что ваш теплоход обслуживает перевозку грузов по Волго-Донскому каналу им. В. И. Ленина».

На протяжении долгого времени переписка была единственным средством связи для людей, которых разделяло расстояние. Именно письма позволяли поддерживать контакты с людьми, передавать и сохранять информацию, обмениваться новостями и рассказывать о своих чувствах. Письма были очень важной частью жизни людей, живущих до эпохи социальных сетей, электронной почты, смс-сообщений и абсолютной доступности телефона.

Командование судна отлично понимало значение опосредованных коммуникаций для трудового подъема и психологического комфорта людей, работающих в замкнутом коллективе. Автор статьи «Йошкар-Ола» – на рейде», В. Рябинин, приводит слова одного из судоводителей:

«– Как хорошо, если трудящиеся и, в первую очередь, комсомольцы столицы республики, прочитав в своей газете о наших трудовых делах, снова восстановят с нами потерянную связь, – выразил пожелание первый штурман И. Я. Уткин».

Возможно, эта история имела продолжение.

 

Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов.

Русский