Танец в культуре народа мари занимает особое место: в нём нашла отражение история народа, его трудовая деятельность, особенности картины мира, верования и обычаи, взаимоотношения людей. Танец был неотъемлемой частью праздников и обрядов, сопровождавших человека на протяжении всего жизненного пути. Впитывая и переосмысливая особенности хореографического наследия соседних культур, развиваясь и обогащаясь на протяжении веков, марийский танец сумел сохранить и донести до наших дней очарование своей самобытности.
В большинстве своём марийские танцы сопровождаются пением частушек, игрой на таких национальных музыкальных инструментах, как гусли, шӱвыр (волынка), тӱмыр (барабан), позднее – балалайка, гармонь. Позвякивание серебряных монет в украшениях женщин придаёт танцу особую прелесть.
Имея общую национальную основу, танцы народа мари в разных районах отличаются своеобразием. Заслуженный деятель искусств МАССР и РСФСР, профессор, основоположник марийской народно-сценической хореографии Михаил Петрович Мурашко в своих книгах «Танцы Марий Эл» и «Танцы марийского края» классифицировал национальные марийские танцы в соответствии с этнографическими группами (луговые, горные и восточные мари), внутри которых им были выделены особенности отдельных территориальных подгрупп – в частности, луговых мари: йошкаролинская, сернурско-торъяльская, моркинско-звенинговская и уржумско-малмыжская.
Для йошкаролинской подгруппы характерны «массовые танцы, сопровождающиеся игрой на гармонике или же пением частушек», а также «пением мелодии без текста на возгласах “ой”, “ойра” и так далее». Один из самых распространённых – танец по кругу. Популярны парные танцы под аккомпанемент гармони и барабана. «Основные движения – дроби, особенно у мужчин, с характерными резкими притопами на концах музыкальных фраз».
Сернурско-торъяльская подгруппа, по мнению Михаила Петровича, в наибольшей степени сохранила «свои древние черты и особенности». Местные танцы отличают медленность, сдержанность, очень мягкая, «говорящая» пластика движений рук. Чаще всего танцы исполняются под аккомпанемент волынки. Завораживает красота свадебных танцев: «У женщин зелёные шовыры, шапки, отделанные лисьим мехом, в руках белые, вышитые цветами платочки. У мужчин в руках свадебные хлысты. Всё это вместе с музыкой <…> создаёт впечатляющую, колоритную картину».
Моркинско-звениговская подгруппа тоже славится своими свадебными танцами: «Колоритны танцы женщин в чёрных шовырах, с раскрытыми платками. Женщины связывают два платка, перекидывают через спину, а концы держат в руках. Это напоминает пёструю бабочку или какую-то фантастическую птицу. На свадьбах всегда много барабанов, волынок, что придаёт необычайную зрелищность».
Танцы и песни уржумско-малмыжской подгруппы близки к танцам и песням сернурско-торъяльской подгруппы. Здесь распространён парный танец под названием «Вятская пляска» со сменой пар. Этот танец автор сравнивает с танцем восточных мари «Ищу пару», где также меняются партнёры.
На танцах горных мари сказалось влияние русских, чувашских и татарских танцев, что проявляется в медленных танцах с их резкими движениями рук, ног, корпуса, множеством присядок, дробей. Для женского танца характерны плавность, лиричность, красивые движения рук.
Пишет Михаил Петрович и об одном из главных танцев восточных мари, популярном по сей день, – «Кандырам пунем куштымаш» («Верёвочка»). Это ритуальный бытовой танец, который зародился во времена язычества и формировался в течение веков. Танцующие, обутые в лапти с прикреплёнными к ним маленькими колокольчиками «вили верёвку» – выстраивались в линии, «оплетающие» друг друга, тем самым оберегая себя от злых духов. Топот, дроби и звон колокольчиков должны были отогнать болезни и неприятности. Интересный факт: принимать участие в этом танце может неограниченное количество людей. В 2013 году «Верёвочка» вошла в «Книгу рекордов Гиннеса»: длина танцующей вереницы достигла 2 км 300 м.
Ещё одна книга Михаила Петровича Мурашко – «Марийские сюжетные танцы» – посвящена танцам из репертуара Государственного ансамбля танца «Марий Эл», сочинённым им за долгие годы руководства этим коллективом. Михаил Петрович создавал свои постановки на основе хореографического фольклора, черпал вдохновение в традициях, при этом не повторял никого и был сам неповторим как балетмейстер. Ансамбль «Марий Эл» – замечательный исполнитель народных танцев, хранитель марийских танцевальных традиций (в настоящее время художественный руководитель – Славик Асмаев, народный артист РМЭ, заслуженный артист России).
В книге «Ансамбль имени Республики» народная артистка Марий Эл Нина Альбертовна Макарова очень увлекательно рассказывает об истории ансамбля. В хронологической последовательности описываются значимые события, основные этапы концертной деятельности со дня основания коллектива по сегодняшний день. Представлена творческая биография и кропотливый труд художественных руководителей, балетмейстеров, артистов ансамбля. В издании использовано большое количество фотоматериалов, в том числе из личного архива автора.
Чарующая красота марийского национального танца – поистине сокровище веков, которое нужно суметь сохранить и передать следующим поколениям. Хорошим подспорьем в организации хореографической работы для руководителей профессиональных и любительских коллективов, преподавателей школы искусств и детских танцевальных студий может стать книга «Школа марийского танца» Тамары Викторовны Дмитриевой. В ней автор предлагает систему упражнений и рекомендации по проведению репетиций (занятий), способствующих сохранению манеры, характера марийского танца и его освоению. В книге «Марийские танцы детям» известный марийский балетмейстер Александр Акимович Чеботкин представляет семь танцев для детских хореографических коллективов. К описанию каждого танца прилагаются рисунки схем движения, цветные эскизы костюмов, модули орнаментов, нотная запись музыкального оформления.
Центр чтения предлагает вам более подробно познакомиться с материалами, посвящёнными марийским национальным танцам. Написанные интересно и доступно, они будут полезны как специалистам в области национальной хореографии, так и всем любознательным читателям.
- Дмитриева, Т. В. Школа марийского танца / Т. В. Дмитриева ; М-во культуры, печати и по делам национальностей Респ. Марий Эл, Респ. центр народ. творчества. – Йошкар-Ола, 2005. – 192 с.
- Макарова, Н. А. Ансамбль имени Республики. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» / Н. А. Макарова. – Йошкар-Ола : Газета Марий Эл, 2011. – 96 с.
- Макарова, Н. А. Бесценный дар предков / Н. А. Макарова // Марийский мир = Марий сандалык. – 2014. – № 3. – С. 14-17.
- Мурашко, М. П. Марийские сюжетные танцы / М. П. Мурашко. – Йошкар-Ола, 1997. – 240 с.
- Мурашко, М. П. Танцы марийского края / М. П. Мурашко. – Йошкар-Ола : Марийс. кн. изд-во, 1995. – 296 с.
- Мурашко, М. П. Танцы Марий Эл / М. П. Мурашко. – Йошкар-Ола : Марийс. кн. изд-во, 1981. – 264 с.
- Чеботкин, А. А. Марийские танцы детям / А. А. Чеботкин. – Йошкар-Ола : Марийс. кн. изд-во, 2009. – 104 с.
Материал подготовила библиотекарь высшей категории Центра чтения М. И. Мамаева.
- 2308 просмотров