СНИМАЕТСЯ КИНО! «ЗОЛУШКА»

24.12.2023 | 192 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

Сказки рождаются, живут, но не умирают! Сказки всегда должны жить, пока есть те, кто верит в эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать где-то там, на грани сна и детской мечты. Именно такой является добрая, полная очарования и мягкого юмора сказка «Золушка», снятая на киностудии «Ленфильм» в 1947 году. Она задумывалась ещё в 1944 году, после снятия блокады Ленинграда, но тогда сама идея создания фильма-сказки в разрушенном, голодном городе казалась фантастической. Но людям, после всего пережитого, очень нужна была вера в чудо и жизнеутверждающий сюжет.

Написать сценарий к «Золушке» - задача, которая решалась в мировом кино много раз. Но удачных киноинтерпретаций знаменитой сказки Шарля Перро не так и много. Здесь нужно и остроумие, и сказочная эстетика, и весёлость, и лиризм. И именно поэтому режиссёр будущей картины Надежда Кошеверова поручила написать сценарий драматургу Евгению Шварцу. Сценарий с поправками был принят членами худсовета, и летом 1946 года начались съёмки. Уличные сцены снимали в Риге, а всё остальное, на фоне мастерски созданных декораций, в павильонах «Ленфильма», где художники Н. Акимов и И. Махлис создали невероятно уютную и милую сказочную страну.

Режиссёр В. Кошеверова в главной роли видела только Янину Жеймо. Маленькая (рост 147 см) она была на редкость грациозная и очень изящная, ведь прежде Янина начинала свою карьеру как цирковая артистка. Правда,  членов худсовета настораживал возраст героини. К началу работы над картиной ей уже было 37 лет. Но благодаря искусству опытных гримёров, на нас с экрана смотрит Золушка с широко открытыми, доверчивыми и счастливыми глазами ребёнка, искренне готового к чуду. Эраст Гарин, сыгравший роль Короля, вспоминал: «Жеймо меня восхищала. Она великая труженица. Она всё умеет. Надо танцевать – она добьётся виртуозности в танце, надо петь – она будет петь, как наверняка пела Золушка: музыкально, легко». На роль Короля пробовалось несколько актёров, но лишь в Гарине обнаружилась та мера эксцентрики и задушевности, которая нужна сказке.  Чудаковатому Королю присуще «живое обаяние наивности»: «Ухожу! Ухожу в монастырь!» Вряд ли кто-нибудь, кроме Гарина, смог произнести эти слова с такой неповторимой интонацией обиженного ребёнка, которому снова испортили любимую игру. А потом мгновенно сменить свой гнев на милость: «Ну, так и быть. Остаюсь на троне… Подайте мне корону!» И именно Король управляет ходом событий, ведя сказку к счастливой развязке. Он делает всё, чтобы Золушка и Принц (Алексей Консовский) полюбили друг друга.

Среди отрицательных персонажей колоритна фигура мачехи Золушки, которую неподражаемо сыграла Фаина Раневская. Для того чтобы соответствовать образу «доморощенного диктатора», она безжалостно обращалась со своим лицом. При помощи тонкой полоски тюля и каучукового клея ей подтягивали вверх нос, чтобы он стал вздёрнутым. Но этого было недостаточно, и тогда актриса запихивала за щёки комочки ваты. Всё это было очень неудобно, жутко мешало. Когда её просили не мучить себя, Фаина Георгиевна раздражённо отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли». Раневская могла импровизировать на съёмках, добавляя иногда свой текст, чем вызывала порой неудовольствие сценариста. Но зачастую её подсказки, реплики, которых не было в первоначальном сценарии, принимались. Например: «Жалко, королевство маловато, разгуляться негде!» И с улыбкой добавила: «Ну, ничего, я поссорюсь с соседями, это я умею… Солдаты! Во дворец, за королевской тёщей, босиком, шагом марш!»

С большими трудностями пришлось столкнуться художнику по костюмам Татьяне Левицкой. Было полное отсутствие материала, из которого можно было сшить сказочные костюмы для королевского бала. Большую часть костюмов шили из бархатных и велюровых штор. Но здесь помог случай: в 1945 г. Красная армия конфисковала в Берлинском театре 3000 шикарных костюмов, и часть из них была передана съёмочной группе. Но самым сложным было то, что не из чего было создать костюм Золушки и Феи-крёстной. Выручила Фаина Раневская. После съёмок фильма «Весна» она привезла из Праги отрез шифона и небольшое настенное бра, сотканное из кристалликов чешской бижутерии. Именно из них удалось собрать уникальное бальное платье Золушки, а из элементов бра – волшебный головной убор Феи-крёстной. А знаменитые туфельки Золушки были сделаны из оргстекла, ходить в них было невозможно, поэтому Янина Жеймо появляется в них на несколько секунд.

Всю музыку к сказке написал советский композитор итальянского происхождения Антонио Спадавеккиа, в том числе и известную всем песенку «Добрый жук», напевая которую Золушка вовлекает в танец и короля, и принца, и старенького придворного, и всех кавалеров и дам. И до сих пор взрослые и дети поют: «Встаньте, дети, встаньте в круг! Ты – мой друг, и я – твой друг…»

За много лет архивная копия «Золушки» изрядно пострадала и несколько раз подвергалась полной реставрации: в 1967 г. и в 1981 г. В 2009 г. на студии «Ленфильм» и американской студии «Legends Film» фильм прошёл полную реставрацию изображения и звука, и, наконец, стал цветным. Премьера цветной сказки состоялась 1 января 2010 года. А впервые фильм вышел на экраны в мае 1947 года, и стал одним из лидеров кинопроката (его посмотрели около 19 млн зрителей). «Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии. Повсюду отмечалась интересная трактовка сюжета и талант исполнительницы главной роли. Одна из немецких газет писала: «…Янина Жеймо и впрямь как будто чудесная фея, и мы охотно дали бы ей руку, чтобы она проводила нас в сказочную страну, в страну из наших детских сновидений».

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский