В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.
Дебютная лента «Возвращение» мгновенно вписала имя Андрея Звягинцева в контекст мирового кино. В 2003 году его картина стала настоящей сенсацией года. За фильм сражались четыре крупнейших мировых фестиваля: Монреаль, Локарно, Торонто и Венеция. Фестивали такого класса, как правило, работают с самыми престижными и именитыми мастерами. На сей раз их выбор пал на киноленту, снятую на частной телестудии никому не известным даже в своей стране режиссёром. Более того, в фильме снялись безвестные актёры, да и вся съёмочная группа состояла из таких же никому ничего не говорящих имён.
Но произошло чудо. Фильм стал обладателем «Золотого льва» и приза за лучший дебют на Венецианском кинофестивале – 2003; лауреатом премии «Золотой орёл - 2003»; номинантом на премию Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой Глобус». А всего «Возвращение» получило более тридцати наград по всему миру. Фильм был куплен и прокатан в 76 странах, не считая стран СНГ.
«Почему такой успех?» - переспрашивал у журналистов Генеральный секретарь ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы) Класс Эдер. – Не знаю, но фильм сработал. Он очень прост, в нём придумана замечательная история, она великолепно срежиссирована и сыграна, разве этого мало?»
Рассказанная история, написанная сценаристами В. Моисеенко и А. Новотоцким, на самом деле проста и, кажется, могла произойти в любое время и в любой стране. В жизни двух братьев Ивана и Андрея (Иван Добронравов и Владимир Гарин) неожиданно появляется отец (Константин Лавроненко), знакомый им только по фотографии. После 12-летнего отсутствия он приезжает в дом бывшей жены (Наталья Вдовина). В ответ на её просьбу – побыть с детьми, он везёт мальчиков на рыбалку. Герои фильма попадают на остров. Начинается противоборство характеров. Взаимные претензии приводят к открытому столкновению, которое заканчивается случайной смертью отца.
Некоторые критики (А. Плахов, Я. Пенчковская) считали, что режиссёр снимал скорее не социальную драму, а скорее притчу, рассказывая её с христианско-библейской позиции. Так в день приезда отца мальчики открывают иллюстрацию к Библии «Авраам приносит в жертву Исаака». Действие фильма происходит в течение «библейских» семи дней творения – от воскресенья до субботы. «Это и кадр со спящим отцом (когда сыновья впервые увидели его у себя в доме), который фактически является инсталляцией к картине Андреа Мантеньи «Мёртвый Христос»: спящий в довольно неестественном положении отец повторяет своей фигурой очертания умершего Христа с картины, что сразу даёт нам видение его дальнейшей судьбы – отец умрёт, причём жертвенной смертью», - отмечает Яна Пенчковская. Когда отец везёт сыновей в лодке на таинственный остров, то выглядит, как Харон-перевозчик, трудящийся на загробных реках. У сыновей в фильме апостольские имена – Андрей и Иван.
Съёмки проходили под Петербургом, на Ладожском озере. Работали напряжённо: за 40 дней группа А. Звягинцева имела всего три дня выходных. И дети работали наравне со взрослыми, порой по 12 часов в сутки. Критики отмечали талантливую игру юных актёров. Они как-будто не играли, а жили на экране. К сожалению, Владимир Гарин не дожил 2 месяца до мировой премьеры фильма. 25 июня 2003 года он утонул в Осиновецком озере (69 км от Петербурга). Володя учился в музыкальной школе, потом увлёкся актёрством, успешно играл в спектаклях петербургского театра «Зазеркалье». И вот такая нелепая смерть этого талантливого парня. А Иван Добронравов и сегодня является востребованным и успешным кино- и театральным актёром.
Несмотря на казалось бы простой сюжет, фильм заставляет думать, никого не оставляя равнодушным. И отзывы зрителей о нём самые неоднозначные. Для кого-то он ясен и глубок, а кого-то напрягает недосказанность и непонятность некоторых моментов. У кого-то вызывает возмущение образ отца-уголовника, который издевается над детьми, а кому-то импонирует стиль отношений отца с сыновьями, из которых он хочет сделать настоящих мужчин. Сам режиссёр отмечал: «Отец погибает в пятницу, в субботу его тело уплывает от мальчиков в лодке, но отец воскресает в них, в этих ребятах, которые признают его, наконец, своим отцом. Он возрождается в них».
Картину А.Звягинцева часто сравнивают с работами Андрея Тарковского, на что он отвечал: «Это не так, хотя я отдаю дань этому режиссёру, вернее, даже не ему самому, а тому языку кино, на котором мы все разговариваем. А взаимовлияние в кино неизбежно… » И в продолжение этой мысли звучат слова критика Андрея Плахова: «Когда-то в Венеции впервые победил русский фильм – «Иваново детство» Тарковского. Картина Звягинцева – это Иваново и Андреево детство без войны, но в мире, полном неформулируемой тревоги и тяжёлых предчувствий. В мире, где всё равно нет иного выхода, как взрослеть, жить, совершать ошибки и за них расплачиваться».
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна и открытых источников.
Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева /Сборник статей и материалов. – Москва: Новое литературное обозрение, 2019. - 456 с.
Мусский И. А. Сто великих фильмов / Игорь Мусский. – Москва: Вече, 2006. – 480с.
Kinopoisk.ru/film/47040/reviews
- 109 просмотров