СНИМАЕТСЯ КИНО! «ВОЙНА И МИР»

09.02.2025 | 170 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

60 лет назад, в 1965 году, на IV Московском международном кинофестивале, состоялась премьера двух серий «Война и мир» («Андрей Болконский» и «Наташа Ростова»), прошедшая с огромным успехом. Остальные серии («1812 год» и «Пьер Безухов») вышли на широкий экран в 1967 году. Такой сложной, масштабной постановки отечественное кино ещё не знало.  Перенести на экран 1400 страниц романа, насыщенного событиями, показывающего судьбы сотен персонажей, - дело грандиозного труда. Эта картина явилась и самой дорогой за всю историю советского кино (смета составила 8 миллионов 165 тысяч 200 советских рублей). 

В 1961 году режиссёру Сергею Бондарчуку предложили поставить четырёхсерийный фильм по книге Л. Н. Толстого. Предпосылками его создания в СССР стала 150-я годовщина Бородинской битвы, а также тот факт, что в 1959 году в нашей стране был показан американский фильм «Война и мир», который очень тепло был встречен зрителями.

Кинороман будет сниматься на протяжении 6 лет (1961-1967). Доверив литературный сценарий Владимиру Соловьёву, С. Бондарчук занялся режиссёрской разработкой. Это – тысячи рисунков покадрового плана будущей картины с подробными указаниями для оператора, пиротехников, звукорежиссёра. Действие происходит в России в период с 1805 по 1813 год. Фильм рассказывает о частной жизни нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых  и конкретных сражениях: Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское.

В своей киноверсии режиссёр постарался как можно меньше искажать историческую правду, сохранить дух, мысль и все основные эпизоды романа. Несомненной удачей фильма стала третья серия – «1812 год», особенно те части, которые были посвящены Бородинскому сражению. С. Бондарчуку удалось выразить суть войны, с абсолютной бесчеловечностью её природы с одной стороны, и нравственной силой, явленной русскими воинами – с другой. Сцены этого сражения захватывали воображение подлинностью происходящего. Битва снималась под Дорогобужем  (Смоленская область)  в течение двух месяцев: с 26 августа до конца октября 1963 года. Перед съёмками участники прошли двухмесячную подготовку, обучаясь приёмам боя и репетируя все сцены битвы. Со складов Генштаба были доставлены стоваттные репродукторы, оставшиеся со времени Великой Отечественной войны. Через них С. Бондарчук и его ассистенты руководили 15-тысячной массовкой солдат-срочников, изображавших русскую и французскую пехоту, а также полком кавалерии в 950 сабель. В распоряжении главного пиротехника В. Лихачёва был целый арсенал боеприпасов: 10 тонн пороха, 40 тонн керосина, 10 тысяч дымовых шашек, огромное количество пушечных снарядов, «шрапнели», патронов. И при этом удалось добиться полной безопасности: в адском грохоте и дыму не произошло ни одного несчастного случая! Камера оператора Анатолия Петрицкого взмывала над полем сражения на вертолёте, поднималась на операторском кране, летала на специально построенной подвесной дороге.

Были и курьёзные случаи. Солдаты воинских частей писали домой: «Сегодня был жаркий бой у Шевардинского редута…» В ответ приходили удивлённые и тревожные письма: «Как же это? Войны не объявляли, а ты где-то там сражаешься?» Обращаясь к актёру Борису Захаве, снимавшегося в роли Кутузова, солдаты говорили: «Товарищ Кутузов, ночью холодать стало, нельзя ли одеяльцев подбросить?»

Отступление русской армии из Москвы, пожары в древней столице, битва на Бородинском поле – эти сцены из фильма вошли в историю кино. Высокую оценку им дал и режиссёр Кинг Видор, создатель американской версии «Войны и мира»: «Бородинскую битву лучше показать невозможно: глубокое понимание битвы, прекрасные массовки – волнующее зрелище. И эпизод пожара Москвы прекрасно снят. Я в Голливуде считаюсь специалистом по пожарам и знаю, как это трудно. Мы обсуждали у себя эту сцену и единодушно решили, что она прекрасна».

Выбор актёров был очень сложным. С. Бондарчук отмечал: «Мы брали людей по принципу «одержимости». Равнодушных, заранее уверенных в успехе не брали: за Толстого нельзя приниматься с холодным сердцем». В роли Андрея Болконского режиссёр видел Олега Стриженова или Иннокентия Смоктуновского. Но оба по разным причинам отказались. И хотя Вячеслав Тихонов сомневался, справится ли с этой ролью, но природная холодность и аристократизм делали его наиболее подходящей кандидатурой на роль князя.

Сам Бондарчук сыграл Пьера Безухова, тем самым взвалив на себя двойную нагрузку – актёрскую и режиссёрскую работу. Не говоря  уже о гигантском тексте от автора, который читал за кадром.

На роль Наташи Ростовой прошли пробы 300 претенденток. Утверждение на роль 19-летней дебютантки, юной балерины Людмилы Савельевой состоялось после многих репетиций и проб. Она стала новым лицом на экране и актёрским открытием фильма. Её Наташа покорила сердца зрителей искренностью и свежестью чувств, живой непосредственностью, обаянием юности. Сцены первого бала Наташи, ожидание предложения, пляска у дядюшки сыграны молодой актрисой с подлинным вдохновением.

Для того чтобы герои и обстановка максимально соответствовали изображаемой эпохе, режиссёр реставрировал «музейную потемневшую натуру в мелочах быта, в точности старинной сервировки стола, он восстанавливает эти погасшие интерьеры, эти усаженные липами аллеи, торжественность старых храмов…» (критик Лев Аннинский). Для фильма работали 50 предприятий: ткали сукно, шили 6 тысяч военных и 2 тысячи штатских костюмов; изготавливались лафеты для пушек, сотни телег и повозок; стекольный завод в Гусь-Хрустальном делал бокалы и вазы, фарфоровый Ломоносовский завод взялся изготовить по образцам 18 века сервиз на 100 персон. Десятки музеев по всей стране консультировали художников, работавших над фильмом, вынимали из запасников ценные экспонаты.

В СССР фильм посмотрели 135 миллионов человек. Большой приз Московского кинофестиваля стал единственной наградой, полученной на родине. А между тем «Война и мир» победно шагала по планете. Критики высоко оценили работу режиссёра, оператора, музыку Вячеслава Овчинникова, восторгались талантливой игрой актёров. Американцы отметили киноэпопею премией «Оскар» как лучший иностранный фильм года и премией кинокритиков «Золотой Глобус». Показ фильма на международных фестивалях в Венеции и Мардель-Плата, премьеры в Париже и на других зарубежных экранах принесли триумф советскому киноискусству. И как отметила одна из зарубежных зрительниц, «этот фильм, настоящий шедевр, – лучшая дань русской душе, какую только можно вообразить».

 

При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени. С. Г. Чавайна и открытых источников:

 

Высторобец, А. Сергей Бондарчук: Судьба и фильмы / Анатолий Высторобец. – Москва: Искусство, 1991. – 333с.

Мусский, И. Сто великих отечественных фильмов / Игорь Мусский. – Москва: Вече, 2006. – 476 с.

Писаревский, Д. 100 фильмов советского кино / Дмитрий Писаревский. - Москва: Искусство, 1967. – 320 с.

https://lhistory.ru/statyi/vojna-i-mir

https://culture.ru

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский