СНИМАЕТСЯ КИНО. «СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД»

13.01.2024 | 319 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

Старый Новый год – это праздник, который отмечают в ночь с 13 на 14 января. Как и 1 января, он знаменует начало нового года. А почему «старый»? Это прямая отсылка к юлианскому календарю, который уступил место современному летоисчислению – григорианскому. Таким образом, Старый Новый год - этот тот, который наступает по старому стилю. В наши дни Старый Новый год – это неофициальный, но по-прежнему любимый    многими праздник. В отличие от 1 января его не отмечают с размахом, однако, это отличное время, чтобы навестить своих родных, провести вечер в кругу семьи или загадать то, что не успели пожелать себе и близким в основной Новый год. А на телевизионных экранах вновь в это время демонстрируются фильмы с новогодним сюжетом, среди которых особое место занимает сатирическая картина «Старый новый год», снятая в 1980 году и собравшая весь цвет нашего кино. Актёрский ансамбль, задействованный в фильме, сложился задолго до съёмок. Вячеслав Невинный (Пётр Себейкин), Ксения Минина (жена Себейкина), Александр Калягин (Пётр Полуорлов), Ирина Мирошниченко (Клавдия Полуорлова), Георгий Бурков (тесть Себейкина) и другие артисты с 1973 года играли во МХАТе в спектакле «Старый новый год», поставленном режиссёром Олегом Ефремовым по пьесе Михаила Рощина. Успех спектакля был настолько большим, что Олег Ефремов в содружестве с Наумом Ардашниковым решили перенести его на киноэкран практически с таким же актёрским составом. По сюжету семья простых рабочих Себейкиных  получает квартиру в новом доме, где проживает семья интеллигента Полуорлова. Жена Себейкина упрекает своего мужа в его низком социальном статусе, хотя сам глава семьи считает, что его жизнь вполне удалась. У соседей другая ситуация. Пётр Полуорлов на грани увольнения из НИИ из-за ссоры с руководством и потому начинает проповедовать отказ от материальных ценностей до такой степени, что квартира практически остаётся пустой. Полуорлов - сытый, упакованный мужчина в дублёнке, кожаном пиджаке, при всех благах за долгие годы ничего не выдал в пользу общества. Как и Себейкин, который плохо вставляет пищалки в игрушки, а неликвид таскает дочери. Трудится с ленцой и нежеланием, правда, беспрестанно кричит, что он пролетарий и ему положено иметь блага от государства.  Общего у этих семей очень мало, кроме того только, что в обеих семьях отцы разочаровались в своей жизни и устали от всех споров и недовольств их домочадцев. И в самый разгар праздничной суеты, когда уже накрывались столы, Себейкин и Полуорлов покидают «родные пенаты».  Чтобы вернуть себе душевное равновесие, главы семейств отправляются в баню, в знаменитые Сандуны (Сандуновские бани – публичные бани, действующие с 1808 года. Название происходит от фамилии актёра Силы Николаевича Сандунова, в 1800-е годы выкупившего участок земли на реке Неглинной и устроившего там бани). Главные герои, словно древние римляне в белых простынях, философствуют, пытаются найти золотую середину, чтобы начать по-новому старую, устоявшуюся жизнь.

Самый загадочный и интересный герой фильма Иван Адамыч (Евгений Евстигнеев) – вездесущий и довольно нетрезвый сосед-пенсионер, бывший лифтёр, с медалью на лацкане пиджака «За спасение утопающего». Откуда он взялся, никто толком не знает, но он является как бы связующим звеном всей этой истории. Мудрые изречения Адамыча из книг Екклезиаста и Руссо непонятны героям фильма, а сам он заявляет: «У меня всё есть. У меня есть, что надо. А надо то, что есть». По поводу мыслей Полуорлова, что «надо не телевизоры смотреть, а думать», Адамыч поддерживает: «Телевизоры всё больше, а детей всё меньше» и др. И заканчивается фильм его репликой: «Хорошие вы народ, мужики, только облику не теряйте». А произносит он их тогда, когда главные герои, найдя между собой понимание гораздо легче, чем с собственными жёнами, начинают строить благостные планы на будущее: появляется оптимизм и желание начать жить по-новому.

В картине, в роли детей главных героев, снялись молодые актёры. Дочь Себейкиных сыграла будущая звезда фильма «Курьер» Анастасия Немоляева – это была её первая роль в кино. Сына Полуорлова играл уже опытный юный актёр Валентин Карманов. Мальчик запросто влился в компанию мэтров, особенно сдружившись с экранным папой Александром Калягиным. В то время, время тотального дефицита, с трудом удалось накрыть настоящий праздничный стол с деликатесами. Как-то в перерыве, когда все разошлись, Калягин предложил экранному сыну подкрепиться, что они с удовольствием сделали. Калягин со словами: «Тебе ничего не будет», ушёл, а директор картины, обнаружив юного актёра за полупустым столом, был в ярости, но действительно ничего не сделал.

Одним из героев фильма стала Москва. Образ города получился праздничным, с новогодней атмосферой. В картине хорошо узнаваемы столичные места: видна Смоленская площадь, район Гоголевского бульвара, площадь Пречистенских ворот, начало Остоженки, Большая Никитская улица, Чистопрудный бульвар. Съёмки проходили летом, т.к. до Нового года ленту нужно было не только смонтировать и озвучить, но и согласовать с цензорами. В итоге «Старый новый год» сняли за 14 дней, а зимние эпизоды снимались позже и монтировались уже с отснятыми кадрами.

У фильма  добрый финал, и как отметила одна из зрительниц, «это классный фильм! И оценила его только недавно, живя за границей. Когда проехал по улице фургон с надписью «Хлеб», защемило сердце от любви к родному языку. Как обеднел бы мир, если бы в нём не было России и русской культуры. Блистательная самоирония и юмор! Блистательная игра всех актёров и режиссёрская работа. Шедевр, одним словом».

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, сотрудником отдела литературы по искусству.

Русский