В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.
При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени. С. Г. Чавайна и открытых источников.
Сегодня, 17 сентября, исполняется 85 лет со дня рождения Владимира Валентиновича Меньшова (1939-2021) – советского и российского актёра театра, кино и телевидения, кинорежиссёра, сценариста, продюсера, телеведущего, педагога, народного артиста РСФСР. Несмотря на огромное количество актёрских работ (около 70), В. Меньшов завоевал любовь зрителей благодаря своим немногочисленным режиссёрским работам: «Москва слезам не верит» (1979), «Любовь и голуби» (1984), «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000). А первым фильмом, снятым Владимиром Меньшовым в 1976 году в качестве режиссёра, стал «Розыгрыш».
Успех картины, которую в первый год в прокате посмотрели 34 миллиона человек, был тем более удивителен, что режиссёра-дебютанта Владимира Меньшова знали только по пяти ролям в нескольких фильмах («Солёный пёс», «Человек на своём месте», «Последняя встреча» и др.) Ситуацию маститые режиссёры и критики восприняли как розыгрыш без кавычек. Они не могли себе представить, что следующий фильм В.Меньшова «Москва слезам не верит» завоюет высшую американскую кинопремию «Оскар» и последующие картины будут событием в отечественном кинематографе.
В 1972 году кинодраматург Семён Лунгин написал сценарий о конфликте двух лидеров в старшем классе московской школы, который был основан на разных подходах к жизненным ценностям. Для Игоря Грушко это – правда, честность, справедливость, возможность заниматься творчеством. Для Олега Комаровского главное – достижение цели любыми способами. Его герой открыто бросает вызов старым интеллигентам, своему отцу и учительнице, которых считает неудачниками: «Можно ждать, как сложится жизнь, а можно её самому складывать. Сейчас нельзя разбрасываться, темп жизни не тот. Ваши ученики стали академиками и профессорами, а ваша жизнь прошла». Своего отца он упрекает в том, что тот не реализовался как профессионал и как личность. Отрицательного героя Олега Комаровского Андрей Гусев сыграл великолепно. В отличие от других исполнителей у него уже был 6-летний стаж работы в кино.
А вот для 15-летнего Дмитрия Харатьяна роль в фильме (Игорь Грушко) стала дебютом. На пробы он пришёл по настоянию знакомой по пионерскому лагерю Гали Стовбунской, которая пробы не прошла, а для него этот фильм стал отправной точкой в выборе будущей профессии, а именно актёрской. Запомнилась зрителю Наталья Вавилова, сыгравшая скромную, искреннюю и трогательную Таю Петрову. Через несколько лет она снимется в следующем фильме В. Меньшова «Москва слезам не верит». На второстепенные роли одноклассников главных персонажей были задействованы обычные старшеклассники из московских школ. Роли учителей и родителей исполнили звёзды советского экрана: Зиновий Герд (учитель химии), Наталья Фатеева (завуч), Олег Табаков (отец О. Комаровского), сам Владимир Меньшов выступил в качестве тренера по плаванию.
Роль математички Марии Васильевны Девятовой хотела сыграть народная артистка СССР Лидия Смирнова. Режиссёр, видевший в этой роли только Евгению Ханаеву, не мог сразу ответить отказом такой знаменитой актрисе и предложил пройти пробы обеим претенденткам. В. Меньшову нужна была такая учительница, которая при собственных твёрдых принципах умела понять других, не похожих на неё. И главное – обладать той внутренней силой, которая побеждает комаровских и им подобных. С этой задачей блестяще справилась Е. Ханаева, что было признано и представителями Мосфильма, утверждавшими кандидатуры исполнителей. Было принято решение отдать роль Евгении Ханаевой.
«Розыгрыш» по жанру музыкально-мелодраматическая картина, и не менее «главные» роли в ней принадлежат песням. Поэт Алексей Дидуров и композитор Александр Флярковский создали такие разноплановые композиции, как «Просто сел с тобой случайно я…», «Стрижи», «Бабочки», «Когда роняет капли первый дождь…» и, конечно, незабываемый вальс «Когда уйдём со школьного двора…», без которого и по сей день не обходится ни один выпускной вечер. Песни, звучавшие в исполнении участников ансамбля «Добры молодцы», стали настолько популярными, что многие молодые люди приходили на сеансы с кассетными магнитофонами и делали запись прямо с демонстрации фильма в кинозале. Качество было неважное, но когда ещё эти песни выйдут на виниле?!
То, что происходит со старшеклассниками, Владимир Меньшов показал очень бережно и деликатно, тонко и точно подметив детали. В каждом он видит личность со своими идеалами, взглядами и мировоззрением. Получилась картина об отношениях, о нравственности, о школе не только как образовательном учреждении, но и о первой школе жизни.
Фильму «Розыгрыш» был присуждён приз ЦК ВЛКСМ как лучшему фильму 1976 года. Евгения Ханаева на фестивале в Риге была удостоена премии за лучшую женскую роль, а в 1978 году С. Лунгин, В. Меньшов, Е. Ханаева и оператор М. Биц получили государственную премию РСФСР им. Н. К. Крупской.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 113 просмотров