СНИМАЕТСЯ КИНО! «ОСВОБОЖДЕНИЕ»

20.04.2025 | 80 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

Киноэпопея «Освобождение» был самым масштабным советским фильмом о Великой Отечественной войне, которому рукоплескали миллионы зрителей в 125-ти странах мира. Фильм создавался к 25-летию Великой Победы и состоял из пяти частей: битва на Курской дуге («Огненная дуга»); сражение на Днепре  («Прорыв»); операция «Багратион» («Направление главного удара»); Висло - Одерская операция и последние дни («Битва за Берлин» и «Последний штурм»). Охват событий – с лета 1943 г. по май 1945 г.

Режиссёр Юрий Озеров говорил: «Незадолго до того, как я взялся за работу над «Освобождением», на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской Армии, советского народа в победе над фашизмом, где извращалась история. И мне, как старому солдату, было нестерпимо обидно видеть подобные ленты. Мне хотелось сделать фильм о нашей недавней истории, рассказать о том, как всё было на самом деле». Участниками войны были и другие создатели картины: оператор Игорь Слабневич, сценаристы Юрий Бондарев и Оскар Курганов, художник Александр Мягков, редактор Григорий Марьямов. Съёмки проходили с 1967  по 1971 годы в разных странах: в Италии, Польше, Германии. Последние бои Второй мировой удалось запечатлеть на фоне приготовленных к сносу руин рейхстага.

В первом фильме «Огненная дуга»  было показано грандиозное танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Курская битва снималась в тридцати километрах от Киева, у села Ходасивка. Для того чтобы показать один из масштабных боёв Великой Отечественной войны, оборудовались штабы, прокладывалась связь. Было задействовано 100 танков, 2 000 солдат, самолёты, орудия, мотоциклы, автомобили.

В фильме «Прорыв» в действие вводятся новые силы, появляются новые исторические фигуры. В конце картины зритель попадает в Тегеран сорок третьего года на историческую конференцию глав трёх держав, когда решался вопрос об открытии второго фронта. Третий фильм – «Направление главного удара» - рассказывал о том, как готовилась и проводилась стратегическая операция «Багратион», в ходе которой была разгромлена группировка армий «Центр». Наши войска вышли к государственной границе СССР. Венчают эпический цикл фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм», которым был дан общий эпиграф: «Вечная слава павшим в боях Великой Отечественной войны».

Фильм «Освобождение» показывает борьбу штабов, умов, борьбу военных доктрин. Всего в картине действовало 51 реальное историческое лицо, и среди них прославленные военачальники: Г.Жуков (актёр М. Ульянов), К.Рокоссовский (В. Давыдов), А.Василевский (Е. Буренков), Н.Ватутин (С. Харченко), А.Антонов (В. Стржельчик), И.Конев (Ю. Лепков и В. Шукшин) и многие другие. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался делом непростым. Проблема заключалась и  в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы и интересовались тем, как они будут выглядеть на экране. Кстати, Василий Шукшин заменил прежнего исполнителя роли Конева, так как того забраковал сам маршал, не найдя с собой достаточного сходства. И впервые со времени ХХ съезда КПСС в советском кино перед зрителями предстал И. Сталин как Верховный Главнокомандующий. На эту роль Ю. Озеров пригласил грузинского актёра Бухути Закариадзе. Все роли иностранных персонажей играли зарубежные исполнители: поляки, итальянцы, немцы.

Кроме подлинных исторических персонажей действуют герои вымышленные: капитан Н. Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), подполковник Лукин (В. Санаев), лейтенант Ярцев (М. Ножкин). Это живые, подлинные характеры дали возможность показать войну с разных точек зрения – и глазами солдат, и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.

Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Эту роль сыграл актёр Красноярского ТЮЗа Николай Олялин. Строгий и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, Цветаев через всю войну пронёс трогательную нежность к медсестре Зое, которую замечательно сыграла Лариса Голубкина. Герой Н. Олялина лучше всего раскрылся во время боя на Курской дуге, а также в ситуации, когда он спасает немецких женщин и детей в затопленном берлинском метро, и сам погибает.

Эпизод затопления берлинского метро - последнее преступление Гитлера, приказавшего открыть шлюзы, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбёжки тысячи стариков, женщин, раненых и детей, - был один из самых сложных в фильме. Часть этой сцены сняли в Берлине, а само затопление в перервинском шлюзе № 11 под Москвой.

Юрий Озеров с самого начала принял решение о том, что его фильм должен быть максимально достоверным, снятым почти «под документ», - именно поэтому в окончательный монтаж идеально вписались кадры военной хроники.

Торжественные премьеры «Освобождения» прошли более чем в 100 странах мира. Интерес к фильму нарастал – число  зрителей за один год достиг астрономической цифры – 400 миллионов человек. Не спадает интерес к киноэпопее и в наши дни. Многие зрители считают её самой достоверной и правдивой картиной о войне, а также и то, что этот фильм является «своеобразным монументом павшим в боях самой чудовищной бойни ХХ века».

Сам режиссёр на достигнутом не остановился. Спустя полтора десятилетия Ю. Озеров вернулся к военной теме, досняв «Битву за Москву» и «Сталинград». Все вместе эти картины, начиная с «Освобождения», стали самой масштабной военной эпопеей, которая и по сей день подходит для детального знакомства с историей Второй мировой войны посредством кинематографа.

 

 При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени. С. Г. Чавайна и открытых источников.

 

История отечественного кино / отв. редактор Л. Будяк. – Москва: Прогресс-Традиция, 2005. – 528 с.

Мусский, И. Сто великих отечественных кинофильмов / Игорь Мусский. – Москва: «Вече», 2006. – 476 с.

https://www.culture.ru.>live>movies>osvobozhdenie

https://www.mosfilm.ru>cinema>films> osvobozhdenie

https://www.kinopoisk.ru>film

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

 

Русский