СНИМАЕТСЯ КИНО! «ОСЕННИЙ МАРАФОН»

20.10.2024 | 95 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени. С. Г. Чавайна и открытых источников.

 

26 сентября исполнилось 90 лет советскому и российскому актёру театра, кино и телевидения, народному артисту СССР Олегу Валериановичу Басилашвили. Одним из знаковых фильмов в его творческой биографии является «Осенний марафон», которому в этом году исполнилось 45 лет со дня выхода на экраны страны (1979 г.)

Всё началось со сценария драматурга Александра Володина «Грустная жизнь плута». Сценарий он предложил Георгию Данелии, который тогда был художественным руководителем объединения комедийных и музыкальных фильмов. Данелия стал искать режиссёра, поиски затянулись, и драматург объявил, что хочет переделать сценарий в пьесу для театра. Отпустить понравившийся материал Данелия не мог и решил снимать сам, отметив, что «история изрядно совпала с тем, что сам переживал в тот момент. Так что в известном смысле Бузыкин – это я. Оттого фильм и получился таким искренним».

У главного героя, талантливого педагога и переводчика Андрея Павловича Бузыкина, нерешительный характер. По мнению критика Н. Зоркой, «Бузыкину свойственны интеллигентность, деликатность, жалость, сострадание, боязнь обидеть человека».  Он не может оставить жену (Наталья Гундарева) и уйти к любимой женщине (Марина Неёлова), не может отказать эксплуатирующей его талант сокурснице (Галина Волчек), вынужден лавировать в отношениях с сослуживцами, слушать рассуждения соседа - доморощенного философа-алкоголика (Евгений Леонов), а когда, наконец, решается на смелый шаг – терпит фиаско, т.к. по природе мягок и податлив, как воск. Фильм в целом не о переводческой профессии, а о душевной драме человека, который в свои 40 с чем-то лет вроде бы преуспел в жизни, но никак не может её упорядочить.

На роль главного героя пробовались Л. Куравлёв, С. Любшин, Н. Губенко. Был в списке кандидатов и Олег Басилашвили, но Данелия сразу же вычеркнул его, сказав: «В фильмах Рязанова он мне показался таким уверенным, властным – словом, совсем не Бузыкин». Но ассистент режиссёра по актёрам Елена Судакова считала иначе и тайком привела актёра на пробы. Так получилось, что после беседы с претендентом на главную роль, оставшись при прежнем мнении, Данелия подвозил Басилашвили до Покровских ворот и позже вспоминал: «Он (Басилашвили) вышел, я посмотрел в зеркало дальнего вида. Смотрю: совсем другой человек стал. Кепка у него как-то набок съехала, улицу перейти не может: рыпнется вперёд – и тут же назад. Так это же Бузыкин!».

Галина Волчек сыграла в фильме настолько неприятную особу, что после выхода картины на экран к ней подходили зрители и говорили: «В жизни вы такая приятная. Что же это режиссёр в кино из вас такое страшилище сделал?» Она сыграла роль Варвары – институтской подруги Бузыкина, тоже литературной переводчицы. Но, в отличие от него, героиня не обладает никакими способностями к переводу. Только благодаря Бузыкину, который практически делает за неё работу, она держится на плаву. В конце концов, именно ей и заказывают перевод, о котором мечтал и лелеял в душе Андрей Павлович. Г. Волчек создала богатый актёрскими красками образ, вызывая отвращение и жалость к этой нескладной тётке, которая явно ошиблась в выборе профессии.

Билл Хансен – тоже переводчик, но совершенно другого типа. Это приехавший на время в Россию профессор университета. Он не очень хорошо владеет русским языком, зато в отличие от Бузыкина, вся его жизнь чётко расписана, распланирована.  С ролью датского профессора блестяще справился Норберт Кухинке, корреспондент журнала «Штерн».

Почему фильм получил название «Осенний марафон»? Марафон – дисциплина в лёгкой атлетике, представляющая собой забег на дистанцию 42 км 195 м. И жизнь героя – это по сути марафон – долгий, мучительный забег на длинную дистанцию. А осенний, скорее всего, потому, что Бузыкин уже не молод, наступает осень его жизни, а эта круговерть не прекращается. В последней сцене по улице вечереющего Ленинграда бегут двое: легко и привычно бежит Хансен в спортивном костюме и нелепый, в рубашке с галстуком и  в брюках плетущийся вслед, с вымученной улыбкой на лице Бузыкин. Осенний марафон в никуда продолжается.

Фильм не имел такого кассового успеха, как другие картины Данелия («Я шагаю по Москве», «Не горюй», «Афоня», «Мимино»). «Двадцатилетним тогда эти проблемы сорокапятилетнего человека были неинтересны», - объяснял режиссёр. Но прошло время, двадцатилетним стало сорок пять. Фильм посмотрели почти все и смотрят до сих пор независимо от возраста. Одни из-за культовых фраз героя Евгения Леонова: «Тостуемый пьёт до дна… Вот что, Палыч. Пришёл в компании и уйдёшь в компании» или диалога Билла Хансена с Андреем Павловичем: «- Я алкач? – Алкач, алкач.  --А вы ходок?- Ходок я, ходок». Другие из-за того, что жизнь всё-таки превратилась в «осенний марафон», когда невозможно сделать выбор и принять окончательное решение.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

 

Русский