В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.
«Морозко» – самая зимняя и добрая сказка, без которой невозможно представить себе новогодние праздники. Фильм был создан замечательным режиссёром Александром Артуровичем Роу, вся жизнь которого была полностью посвящена киносказке.
Он создал такие картины, как «По щучьему велению», «Марья-искусница», «Кащей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы», «Василиса Прекрасная» и др. «Морозко» был тринадцатым фильмом в его кинокарьере, который приняли единодушно и в нашей стране, и за рубежом.
Сказка А. Роу стала классикой, её сюжет и персонажи знакомы нам с детства. Она заставляет улыбаться, смеяться, переживать за главных героев.
Артиста на роль Морозко нашли сразу. Александр Хвыля – высокий, колоритный, с густым внушительным голосом – после выхода фильма стал самым главным Дедом Морозом СССР, многие годы игравшим эту роль на кремлёвских ёлках. Одним из самых ярких персонажей стала Марфушенька – родная дочка злой мачехи. На пробах претендентка на эту роль – Инна Чурикова – так темпераментно грызла орехи, не щадя зубов, что никто в комиссии не смог удержаться от смеха. Неприятностью на съёмках стал для неё эпизод встречи с Морозко. В ожидании волшебника она должна была кушать яблоки, но их забыли в гостинице. И Чуриковой пришлось дубль за дублем, с аппетитом, есть хрустящий горький лук и запивать его разбавленным молоком. Марфушка получилась неподражаемой, но вот актриса, посмотрев на себя из зрительного зала, не выдержала и заплакала. Она показалась себе грубой и некрасивой: «Кто же меня теперь замуж возьмёт, такую страшную!»
Большую часть сказки снимали среди огромных елей и сугробов Кольского полуострова. А. Роу не признавал павильонов, поэтому зритель любуется
красивейшими зимними пейзажами, а вот актёрам пришлось непросто. Они испытали на себе и ледяной ветер, и снежные сугробы, и трескучий мороз. А главные герои – Настенька и Иванушка – бегали по снегу в сарафане и льняной рубахе, а потом долго отогревались, чтобы не заболеть. На роль Настеньки пробовались многие актрисы, предпочтение отдавалось Надежде Румянцевой, в то время ставшей знаменитой после фильма «Девчата». Но однажды режиссёр увидел по телевизору танец «Умирающий лебедь», который исполняла 15-летняя Наталия Седых. Она занималась балетом и фигурным катанием, и А. Роу решил, что в сказке должна играть именно эта девочка. Н. Седых вспоминала: «На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё пищит как мышь (уж очень высокий у меня был голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых! Только сделайте с ней что-нибудь, – попросил он гримёров, – чтобы она выглядела хотя бы на 16 лет!»
И, конечно, одной из самых ярких звёзд сказки стала Баба-Яга, которую блестяще сыграл Георгий Францевич Милляр. Сам актёр говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Актёр совместно с режиссёром создали одновременно и зловещий, и обаятельный образ этой «хранительницы леса». Никто не сомневался в таланте Милляра, и часто он сам становился изобретателем костюма и грима своего персонажа. Правда, была у актёра известная русская «слабость». Александр Роу запретил местным продавщицам отпускать Милляру спиртное, но тот придумывал новые хитрости и неизменно был навеселе. Правда, если бы не самоотверженный поступок актёра, вряд ли зритель смог увидеть этот фильм. Однажды в доме, где жила съёмочная группа, в подвале, где хранился практически весь отснятый материал, упакованный в коробки и целлофан, прорвало трубу. Группа, занятая на последних съёмках, узнав о происшествии, уже мысленно распрощалась со своим многомесячным трудом. Каково же было их удивление, когда они увидели, как Г. Милляр, у которого в тот день был выходной, на морозе, босиком и в нижнем белье, выносил из подвала последнюю коробку. Тут и режиссёр приказал растирать его снаружи и прогреть изнутри, чтобы тот не разболелся. Но обошлось, а самое главное – отснятый материал был спасён.
Нельзя не отметить и работу сценаристов, знатоков русской литературы и фольклора, Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. Они создали великолепную литературную основу фильма с прибауточно-поговорочным, сказово-сказочным слогом:
Старичок-боровичок: «Не был бы ты невежей – не ходил бы с мордой медвежьей»
Баба-Яга Ивану: «Чего надо?.. А-а! Иван?! Явился! Не ждан, не зван. Повернул избушку, разбудил старушку! Стояла себе задом, так ему, видите ли, не тем фасадом!»
Мачеха о падчерице: «У нашей дуры ни лица, ни фигуры…Вся в папеньку»
Морозко: «Ах, я дурень старой, голова с дырой!»
Марфушка: «Мамаш, ты ей брови-то замажь!» и др.
В фильме много сказочных чудес, сделанных с большим мастерством. На глазах у зрителей появляется и исчезает старичок-боровичок; деревья мгновенно покрываются инеем; дубинки, заброшенные героем, падают на головы разбойников. Главный герой Иванушка борется со страшными, движущимися на него деревьями. Трюк с санями-самокатами делался методом обратной съёмки. Сани привязывали на длинном металлическом тросе к мощному грузовику. При этом плёнка в кинокамере крутилась в обратном направлении. Автором многих технических находок стал художник-постановщик Арсений Клопотовский. Так деревянная избушка Бабы-яги приводилась в движение с помощью специальных рычагов. Вторую – танцующую – сделали из дефицитного в то время поролона. Таким образом, режиссёром и всем коллективом, работавшим над фильмом, прилагалось немало усилий, чтобы «Морозко» стал настоящей сказкой. И даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов, фильм заставляет зрителя замирать от удивления: как всё это было возможно сделать в далёком 1964 году ?!
На экраны страны картина вышла в 1965 году и имела огромный успех. Тепло приняли её и зрители во многих странах мира. В этом же году на фестивале в Венеции «Морозко» получил главный приз – «Золотого льва» в разделе детских и юношеских фильмов. На показ пришли и русские эмигранты. После окончания они аплодировали, плакали и кричали: «Спасибо за белые берёзки, спасибо за русский рассвет!» А в Чехии фильм под названием «Мразик» обязательно показывают в новогодние праздники.
К сожалению, общаясь с нынешними детьми, удивляешься тому, что многие не видели «Морозко». И хотелось бы, чтобы в эти новогодние праздники, они вместе со своими родителями, бабушками и дедушками посмотрели эту замечательную сказку, являющуюся показателем исконно русской народной поучительной истории, где живут добро, чудеса и вера в лучшее.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна и открытых источников.
- 820 просмотров