В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.
«Запомните это имя: Андрей Тарковский», – возвестил профессор Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) Михаил Ромм, представляя в Доме кино только что законченную на «Мосфильме» первую полнометражную картину молодого режиссёра, выпускника ВГИКа. Фильм, впервые показанный в июне 1962 года, назывался «Иваново детство» и был снят по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».
Повесть по отношению к главному герою написана как бы «извне»: молодой лейтенант Гальцев рассказывал о нескольких случайных встречах с Иваном – 12-летним разведчиком, детство которого закончилось в тот день, когда у него на глазах расстреляли мать и сестрёнку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и с риском для жизни добывает для командования ценные сведения о противнике. Но однажды с задания он не вернётся.
Фильм был снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война – всё увидено как бы глазами Ивана.
Андрей Тарковский был вторым режиссёром, который работал над экранизацией произведения Владимира Богомолова. Начинал снимать картину Эдуард Абалов, но сам сценарий и режиссёрская задумка не удались: слишком буднично военные отправляли на смерть маленького разведчика. И «эта простота производила гнетущее впечатление бесчеловечности» (М. Ромм). Съёмки были приостановлены, и Михаил Ромм предложил кандидатуру Андрея Тарковского, чтобы исправить то, что было снято или сделать работу заново.
Андрей Тарковский, изучив уже существующий материал, изложил своё видение сценария. Он объяснил: «Иван видит сны. Ему снится та жизнь, которой он лишён, обыкновенное детство. В снах должно быть обыкновенное счастливое детство. В жизни – та страшная нелепость, которая происходит, когда ребёнок вынужден воевать». Это предложение было принято, и оно повлекло за собой коренную перестройку сценария, к написанию которого Тарковский привлёк друга, будущего режиссёра Андрея Кончаловского. Кинокритик Нея Зоркая писала о первых кадрах: «На экране стоял залитый июньским солнцем русский лес. Кинокамера, скользя по песчаному обрыву, открывала вековые, узловатые древесные корни. Блестели и щетинились иглы юных сосенок. Куковала кукушка, и её слушал беленький мальчишка в трусиках с широко открытыми восторженными глазами… Резко, как от выстрела, переворачивался кадр. Того же мальчишку мы видели почерневшим, как обугленная щепка, в заношенной телогрейке, бредущим по дымному полю. Мальчишка пробирался через болото, мокрый лес, плавни реки. Чёрные стволы деревьев торчали из гнилой воды, болото пугающе, противно булькало, и печальная, за душу хватающая музыкальная фраза висела над осенней и зловещей безотрадностью войны. Маленький народный мститель по имени Иван явился абсолютным незнакомцем. Такого ещё не знал ни советский, ни мировой экран».
С первых минут эти сны заявляют тему «детям не место на войне». Ещё больше они работают на раскрытие внутренней мотивации Ивана, мстящего за убитых фашистами родных. Становится понятным желание ребёнка идти воевать, несмотря на сопротивление взрослых, которые мучаются, когда он уходит на «ту» сторону.
Съёмки, длились всего 5 месяцев – невиданно короткий по тем временам срок. Андрей Тарковский привлек к работе композитора Вячеслава Овчинникова, нашёл новых исполнителей. Главную роль получил московский школьник Коля Бурляев (Иван), также в фильме снимались студенты ВГИКа и МХАТа Евгений Жариков (старший лейтенант Гальцев) и Валентина Малявина (медсестра), жена режиссёра Ирма Тарковская (мать Ивана).
Картина снималась на натуре, в пригороде города Канева, на Днепре, непосредственно в тех местах, где развиваются события фильма в 1943 году. Только единственный эпизод – свидание капитана Холина (Валентин Зубков) и Маши, их «вальс жизни», был снят в белоснежной роще, в Подмосковье. Погода была неважная, часто шли дожди, а режиссер добивался полной правды. Коля Бурляев, не отличавшийся крепким здоровьем, играл сцены, в которых нужно было лежать в леденящей мартовской грязи, ползти в холодных осенних болотах, в одежде и ботинках переплывать студёный ноябрьский Днепр. Его матери пришлось взять длительный отпуск, чтобы следить за самочувствием сына.
В повести Богомолова лейтенант обрывает историю юного разведчика на середине, потому что больше ничего не знает о нём. В фильме лейтенант Гальцев, единственный уцелевший из героев, находясь в Берлине, листает «дела» убитых в гестапо и видит на одной фотографии – чёрное и ненавидящее, с кровоподтёком под глазом, лицо Ивана. История героя завершается в гестапо, но фильм заканчивается сном Ивана. Снова улыбающееся лицо матери, белый песок, счастливые, смеющиеся девочка и мальчик, вбегающие в светлую водную гладь. А на первом плане остаётся чёрное, одинокое, мёртвое дерево, входящее в кадр как грозный знак войны. И вспоминаются слова Гальцева: «Неужели это не самая последняя война на земле?..» Пугающе пророческий вопрос.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна и открытых источников.
Зоркая, Н. М. Лента длиною в эпоху. Шедевры советского кино / Зоркая Нея. – Москва : «Белый город», 2017. – 240 с.
Мусский, И. А. 100 великих отечественных кинофильмов / Мусский Игорь. – Москва : Вече, 2006. – 480 с.
Туровская, М. И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского / Туровская Майя. – Москва : Искусство, 1991. – 255 с.
culture. ru / live / movies / 462 / ivanovo-detstvo
- 150 просмотров