СНИМАЕТСЯ КИНО! «ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА»

07.09.2022 | 1640 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

На советских киностудиях было снято более 7 000 кинофильмов. Специалисты в сфере киноискусства когда-то составили рейтинг самых популярных из них. И в этом списке сороковое место занимает историческая музыкальная комедия «Гусарская баллада», созданная в 1962 году на основе спектакля «Давным-давно» по пьесе Александра Гладкова. Чтобы адаптировать пьесу к экранизации, режиссёру Эльдару Рязанову пришлось сократить одни эпизоды и дописать другие, причём, дописать в стихотворной форме.

Фильм был создан к 150-летию Бородинского сражения. В основе сюжета – история 17-летней Шуры Азаровой, которая, переодевшись в мундир гусарского корнета, отправляется защищать Родину. В пьесе нет явных указаний, но все говорили о том, что прототипом главной героини стала первая русская женщина-гусар, офицер р усской Императорской армии и участница Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. Она убежала из дома и, переодевшись в мужской костюм, уехала вслед за казачьим полком в качестве денщика. А позже попросилась на службу в уланский полк под видом молодого человека Александра.

В создании фильма большую помощь режиссёру картины Эльдару Рязанову оказал директор киностудии «Мосфильм», знаменитый режиссёр И. А. Пырьев, добившийся разрешения на постановку фильма, так как чиновники от Госкино не хотели выпускать к серьёзному юбилею, по их мнению, легкомысленную музыкальную комедию. Э.Рязанов же считал, что фильм не очерняет событие, а романтизирует и подчёркивает героизм гусар. Но трудностей и препон в создании фильма всё равно было предостаточно. Съёмки проходили в Дмитровском районе Московской области.  Долгое время не могли найти подходящую усадьбу. Э. Рязанов вспоминал: «Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика Азарова. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелёгким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет, они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы. После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип – первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд. Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьём клумбы, посадим цветы, возведём ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, с моей точки зрения, справились с этим на славу».

Съёмки начались в марте 1962 года, когда снега было ещё достаточно. Но постепенно натура «уходила»: снег начал активно таять. Поначалу снимали на теневой стороне, потом снег стали подвозить на грузовиках. Но, когда он окончательно сошёл, пришлось прибегнуть к «искусственному»: смешали опилки, соль, мел и нафталин, отчего многие актёры страдали от аллергии.

Кстати, с подбором актёров также происходили мучительные для режиссёра разбирательства с руководством, особенно по поводу образа М. И. Кутузова. На эту роль был приглашён Игорь Ильинский, больше известный как актёр комического амплуа. «Комедийный актёр, - говорили тогдашние руководители «Мосфильма», - не имеет права появляться на экране в образе великого полководца. Ведь как только зрители увидят Ильинского в форме фельдмаршала, они покатятся со смеху, и память Кутузова будет оскорблена, скомпрометирована». Против этой кандидатуры выступила и министр культуры Е.Фурцева. Сам режиссёр так аргументировал свой выбор: «Мне хотелось показать Кутузова не монументальным старцем с историческими жестами, а живым, лукавым стариком, человеком добрым и усталым….Если такого хитреца, который выгнал самого Наполеона, провела 17-летняя девчонка, ситуация становилась действительно комедийной». Э. Рязанов самовольно снял эпизод, где Кутузов по заснеженному лесу проезжает перед войсками. Съёмки провели в марте, переснять этот эпизод с другим актёром было невозможно, так как снег стаял, и студия вынужденно утвердила Ильинского.

Все актёры отбирались на роль, только продемонстрировав умение держаться в седле. Но в случае с Юрием Яковлевым (поручик Ржевский) об этом как-то забыли. В фильме были задействованы цирковые лошади, которые на воле порой становились просто неуправляемыми. И исход первого же эпизода с участием Яковлева едва не закончился трагедией: он еле взобрался на лошадь, а она вдруг взбрыкнула и понеслась в другую сторону. Актёр смог удержаться, а уже через несколько дней он довольно уверенно держался в седле.

На главную женскую роль претендовали С. Немоляева, А. Фрейндлих, Л. Гурченко, но ни одна из них не подошла. Последней пробовалась студентка II курса ГИТИСа Лариса Голубкина. Она вспоминала: «Когда я вошла в гусарском костюме, Рязанов увидел и сказал: «Она и будет играть!» В фильмографии актрисы эта роль, пожалуй, была по-настоящему единственно звёздной и более всего запомнившейся зрителям.

Когда И. Пырьев посмотрел отснятый материал, то пришёл в ужас. «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи?» - возмущался он, указывая на упитанных «партизан». Дело в том, что артисты проживали в санатории, и на свежем воздухе и пятиразовом питании раздобрели, но что-либо менять было уже поздно.

Актёрам приходилось овладевать стрельбой, фехтованием и рукопашной дракой. Режиссёр требовал настоящих сражений. Но Рязанов и сам пугался, когда видел, как они без оглядки бросаются в бой, поэтому он попросил всем под костюмы подложить для безопасности деревянные дощечки. Таким образом, благодаря идеально подобранному составу актёров, создателям картины удалось передать зрителям дух патриотизма и дать почувствовать романтическое настроение и силу любви.

В то время в министерстве культуры не планировали выпуск картины на большие экраны в юбилей Бородинского сражения. Рязанов был в отчаянии. Но вдруг в газете «Неделя», субботнем приложении «Известий», вышла небольшая комплиментарная заметка о фильме, где особенно была выделена замечательная игра Игоря Ильинского. Оказывается, картину посмотрели в редакции газеты «Известия», главным редактором которой был зять Н. Хрущёва А. Аджубей. Во время просмотра журналисты дружно смеялись, а в конце сердечно аплодировали. Уже через день, 7 сентября 1962 года, в лучшем кинотеатре Москвы «Россия», состоялась премьера «Гусарской баллады». Успех был грандиозный, в течение года фильм посмотрели более 48 млн зрителей.

Сегодня, 7 сентября 2022 года, исполнилось 60 лет выхода на экраны легендарной картины, сюжет которой был построен на незыблемых для человечества понятиях: честь, патриотизм, милосердие, верная дружба, любовь. Поэтому «Гусарская баллада» так была и будет любима зрителями.

 

При подготовке были использованы материалы из фондов библиотеки и открытых источников.

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский