В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.
«Джентльмены удачи» - одна из самых популярных и любимых зрителями комедий, созданная в советское время. Режиссёр этой картины Александр Серый за всю свою карьеру снял 5 лент, но только «Джентльмены удачи» получили такое признание. Никакой другой режиссёр не смог бы отразить будни уголовников так, как тот, кому пришлось некоторое время пожить среди них. Дело в том, что Александр Серый получил срок за бытовую драку. Но, выйдя досрочно из заключения, вернулся к режиссёрской деятельности.
Успех картины – это ещё и большая заслуга сценаристов. Александр Серый сотрудничал с другим известным режиссёром и по совместительству сценаристом Георгием Данелия. По воспоминаниям Данелии, в 1969 г. он обратился к молодой писательнице Виктории Токаревой с предложением написать сценарий для своего бывшего сокурсника и друга Александра Серого, который после тюремного заключения сидел без работы. Писали сценарий втроём. Вот его первые строки: «По жёлтой среднеазиатской пустыне шагал плешивый верблюд. На верблюде сидели трое в восточных халатах и тюбетейках. За рулём (т. е. у шеи) восседал главарь – вор в законе и авторитете по кличке Доцент. Между горбами удобно устроился жулик средней руки Хмырь, а у хвоста, держась за горб, разместился карманник Косой». Во время написания сценария (это происходило в московской квартире Данелии) сами авторы не раз прерывали работу, с трудом сдерживая смех. Как-то раз Виктория Токарева хохотала так, что «у соседней собаки, вышедшей на балкон подышать свежим воздухом, случилось нервное расстройство». Хозяевам пришлось вызывать ветеринара, который выписал животному успокоительные капли.
Когда первая версия текста, озаглавленного «Рецидивист», была написана, 80 его машинописных копий разошлись по рукам чиновников, консультантов и просто чьих-то знакомых как культовый самиздат. В январе 1970 г. сценарная заявка была отнесена на «Мосфильм». Начиналась она так: «Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актёры». Предполагалось, что главными действующими лицами будут милиционер (Евгений Леонов), фальшивомонетчик Миллиметр (Ролан Быков), профессиональный альфонс и многоженец (Юрий Никулин), мелкий карманник Косой (Савелий Крамаров) и угонщик, продающий машины в Тбилиси (Андрей Миронов). Но выяснилось, что некоторые из приглашённых звёзд не могут или не желают принимать участие в проекте. Пришлось переделывать сценарий и заново проводить отбор актёров. После долгих прослушиваний стало ясно, что лучше всего с двойственным образом справится Е. Леонов: ему одинаково хорошо удавалось играть и добродушного заведующего детским садом Трошкина, и озлоблённого опасного рецидивиста Доцента. На роль Хмыря (Гаврила Петрович Шереметьев) собирались взять Льва Дурова, но утверждён был всё-таки Георгий Вицин. Косой – самый глуповатый член банды, постоянно совершающий нелепые поступки. Худсовет киностудии утвердил на эту роль Савелия Крамарова после долгих проволочек и только после обещания, что он найдёт «новые краски в образе Косого» (на пробах членам худсовета показалось, что это «слишком большая роль для яркого мастера эпизода»). Дольше всего искали исполнителя на роль Василия Алибабаевича. На эту роль пробовались Фрунзик Мкртчан и Владимир Этуш. Поначалу Раднэру Муратову отводилась эпизодическая роль начальника тюрьмы. Но тот, устав от бесконечных эпизодов, изъявил желание попробоваться на роль Василия Алибабаевича и, к удивлению всей съёмочной группы, прекрасно вписался в образ воришки-неумехи. А в эпизодах фильма было задействовано целое созвездие звёзд: А. Папанов. Э. Гарин, О. Видов, Л. Соколова, Н. Фатеева.
Съёмки начались в начале 1971 г. Тюрьму и побег снимали в Самарканде, дачу профессора археологии – в Серебряном Бору, детсад, театр и заброшенный дом, в котором жили беглецы, - в Москве. Чтобы освоить роль уголовника, Е. Леонов специально ходил в Бутырскую тюрьму и изучал в глазок жизнь заключённых. Поначалу блатная речь героев была значительно грубее, и сотрудники МВД сделали такое замечание: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьёзное опасение, что фильм явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодёжью». Пришлось сценаристам вкладывать в уста своих героев более невинные ругательства: «сарделька», «сосиска», «редиска», «Новуходоносор» и др. А мнимый Доцент пытается отучать своих «подельников» от общения «по фене», и в диапазоне от кнута до пряника ему удаётся не только привести их к спрятанному шлему, но и попутно попытаться перевоспитать, превратить из уголовников в законопослушных членов общества.
В работе с актёрами были определённые трудности. Так у Е. Леонова никак не удавалось удержаться на верблюде. В итоге актёра в фильме несёт на плечах верблюжий дрессировщик, спрятавшийся за животное и шагающий с ним «в ногу». С. Крамаров категорически отказался лезть в цистерну. У него была клаустрофобия (страх замкнутого пространства). Кадр, в котором актёры плавают в цементе, был снят в павильоне. Из цистерны вылезают Леонов, за ним Вицин. А когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд, а уже потом спрыгивает с машины Крамаров. Актёры отказывались делать зарядку на 17-градусном морозе в одних трусах. Но, услышав команду «Мотор!», Муратов, видимо, что-то недопоняв, выскочил на мороз, а за ним последовали и другие. Решив отомстить Муратову за штрейкбрехерство, Крамаров подкрался сзади и натёр коллегу снегом, а Вицин поддержал импровизацию, сделав то же самое с Крамаровым. Эту сцену решено было оставить в картине.
После того как фильм был отснят, комедию не выпускали в прокат, пока с нею не ознакомился сам Л. И. Брежнев. Лидеру СССР материал понравился, он не возражал и против жаргонных словечек. Вытирая слёзы от смеха, только рукой махнул: «Да у нас эти выражения любой уличный мальчишка знает». Комедия «Джентльмены удачи» явилась лидером проката 1972 года. При затратах в 400 000 рублей она заработала за первый год 30 млн рублей. Фильм занял первое место по посещаемости, собрав 65 млн благодарных зрителей, а многие фразы главных героев прочно вошли в обиход советских граждан. Популярны они и по сей день. Вспомним некоторые из них:
1. Алибабаевич: «Эй, гражданка! Ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег в башка попадёт. Совсем мёртвый будешь!»
2. Косой: «Всё! Кина не будет! Электричество кончилось!»
3. Заключённый: «Помогите! Хулиганы зрения лишают!»
4. Алибабаевич: «Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!»
5. Хмырь и Косой учат английский язык: «Карандаш» - Э пэнсил. – «Стол»– Э тэйбл. – «Девушка» – Чувиха.- Да, нет, по-английски, ну? Герл. – О, ес, ес, герл. – Ес, ес, ОБХСС.
6. Косой, переодетый в женскую одежду, пытается познакомиться с девушкой:
-Девушка, а, девушка, вас как зовут?
- Таня.
- А меня – Федя.
- (девушка оглядываясь) Ну и дура!
7. Трошкин (Доцент):
- Ну всё, товарищи! Финита ля комедия!
При подготовке были использованы материалы из фондов библиотеки и открытых источников.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 1051 просмотр