СНИМАЕТСЯ КИНО! «ДОЖИВЁМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА»

11.04.2022 | 1198 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

Фильм «Доживём до понедельника» (1968 г.) посвящён школе, трём дням из её жизни. Но и этих трёх дней достаточно, чтобы понять события и проблемы, происходившие в школьной действительности, непростые взаимоотношения между учениками и педагогами. Драматичный, но очень добрый фильм про беспокойный 9 «в» и учителя истории Мельникове, про сочинение на свободную тему и про то, как ребята сорвали урок молодой «англичанки» Натальи Сергеевны. Фильм немногословный, но очень правдивый. Его успех во многом зависел от великолепной игры актёров, которым зритель верил безоговорочно. Персонажи реальны, ведь в каждом классе можно встретить типажи честного романтичного поэта Генки Шестопала (Валерий Зубарев), красавицы Риты Черкасовой (Ольга Остроумова), шалопая Сыромятникова (Юрий Чернов), мечтательной Нади Огарышевой (Людмила Архарова), циничного модника Кости Барышева (Игорь Старыгин).

Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий видел в главной роли только Вячеслава Тихонова. Правда, автор сценария Георгий Полонский не хотел, чтобы роль учителя истории Ильи Семёновича Мельникова сыграл В. Тихонов. Ему он казался слишком красивым и благополучным, хотелось героя непривлекательного внешне, с каким-то душевным надломом. Но и Тихонов категорически отказывался сниматься, считая, что это не его роль. Дело в том, что после выхода на экран киноэпопеи «Война и мир» В. Тихонов решил уйти из кино – настолько не понравился себе в роли Андрея Болконского. Да и прожив 4 года в мире Толстого, ему казалась роль учителя мелкой и безликой. Но Ростоцкий не отступал и привёл последний аргумент: «Если ты мне друг – ты должен играть». И лишь позднее В. Тихонов оценил талант режиссёра: увидеть в актёре то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревал. Учитель истории Мельников  - фронтовик, потомственный интеллигент кажется в депрессии: ученики отбились от рук, в учительской говорят «ложишь», учебники истории – тенденциозная дрянь, невозможность ответить на чувства молодой коллеги, а 70-летняя мама (Ольга Жизнева) по-прежнему надеется, что сын устроит свою личную жизнь. Он находится на перепутье: изменилось отношение к профессии, Мельников пересматривает многие свои взгляды и, наконец, решает: «Я не имею права преподавать!» То, что нравственная перестройка главного героя очень точно соответствовала внутренней борьбе В. Тихонова, сумел понять С. Ростоцкий. И впоследствии В. Тихонов скажет: «Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф!»

Для школьников большое значение имеет личность учителя. Мельников постоянно обращается к разуму, сердцу, к личному мнению ученика. Он стремится понять ребят, пробудить у них самостоятельность мышления. В отличие от учительницы словесности Светланы Михайловны (единственный фильм, где Ростоцкий снял свою жену – актрису Нину Меньшикову), у которой на уроке самые живые человеческие чувства превращаются в скучно механическую игру (вспомним, какое негодование вызывают у неё слова одной из учениц о том, что радость материнства является настоящим счастьем). Именно поэтому, боясь, что Светлана Михайловна не поймёт откровений ребят, Генка Шестопалов, пробравшись в учительскую, сжигает все сочинения на тему «Моё представление о счастье». Сам же Генка напишет: «Счастье – это когда тебя понимают!»

В роли начинающего педагога Натальи Сергеевны снялась Ирина Печерникова. Её героиню, как и Мельникова, отличает талант понимания детской души. Она вспоминала: «Доживём до понедельника» - самая светлая страничка из всех моих съёмок…Вероятно, если бы мне в жизни в своё время попался такой учитель, как Мельников – Тихонов, я совсем иначе относилась бы к школе – я бы её любила… Да и вся моя судьба, могла бы сложиться иначе!» Школьников играли в основном студенты театральных училищ. Кстати, по словам Ростоцкого, фильм принёс всем участникам съёмок большую радость, и они потом не раз встречались, как встречаются одноклассники.

Многие критики отмечали, что необычность этой картины заключалась в том, что внимание зрителя акцентируется на мыслях, ошибках, личных переживаниях и частной жизни учителей вне их работы в школе. И всё это благодаря завершившейся хрущёвской оттепели, позволившей многое переосмыслить, в том числе роль и предназначение педагога.

Картину сняли быстро. Министр кинематографии А. В. Романов высоко оценил работу, но требовал внести около 30 поправок. С. Ростоцкий согласился только на 3. А из Госкино пришло письмо, в котором говорилось, что самой большой ошибкой студии имени Горького был запуск фильма «Доживём до понедельника». Не выпускали на большой экран до тех пор, пока фильм не показали на съезде учителей. Сначала зал принимал его холодно, но в финале все аплодировали стоя. Обычно сдержанные педагоги скандировали: «Мо-лод-цы!» С этого показа и начался грандиозный успех картины, она была удостоена Государственной премии и приза на Московском кинофестивале. С. Ростоцкий, объездивший со своим произведением многие страны, много лет спустя говорил: «Я думаю, что, если бы не было советской системы и не было такого духа сопротивления, то и картина бы не получилась».

Фильм «Доживём до понедельника» и по сей день называют самым правдивым фильмом о школе. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы. Вот один из них: «Можно по-разному относиться к советскому наследию, но сложно не согласиться, что даже тысячи серий современных сериалов о школе и молодёжи не смогут превзойти и одной минуты этого замечательного светлого фильма. Авторы фильма удивительным образом угадали поколение 60-х. Время, человеческие ценности, отношение к людям – всё было другое. И так не хочется верить, что сегодня люди утратили этот камертон нравственности».

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский