СНИМАЕТСЯ КИНО! «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»

04.02.2023 | 747 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени. С. Г. Чавайна и открытых источников.

К 100-летию со дня рождения мастера комедии, режиссёра Леонида Гайдая, на всех центральных телеканалах демонстрируются его фильмы. А в середине 90-х годов прошлого века канал «РТР» провёл опрос, чтобы выяснить, какой отечественный фильм у зрителей самый любимый. С большим отрывом от картин разных отечественных режиссёров победила комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Изначально фильм назывался «Контрабандисты». В его основу легла реальная история, о которой один из авторов сценария, Яков Костюковский, прочитал в журнале «За рубежом». В статье рассказывалось, как швейцарские контрабандисты перевозили ценности под гипсом, имитируя перелом. Соавтор сценария, Морис Слободской, вспоминал: «На этот раз мы с режиссёром Гайдаем решили отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы – Труса, Балбеса и Бывалого, сыгравших главные роли в фильмах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница». Место Шурика занял простой советский экономист Семён Семёнович Горбунков, который волею судьбы оказался героем криминальной истории с участием милиции и контрабандистов. Сам Юрий Никулин, под которого и писался сценарий, отнёсся к нему скептически: «Очень странная история. Драгоценности ввозят в Союз, а не наоборот». А потом вышло так, что в «Бриллиантовой руке» снялась вся его семья: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а 11-летний сын Максим исполнил роль мальчика, который ходил по воде.

Худсовет настойчиво рекомендовал Л. Гайдаю на роль контрабандиста Геши Козодоева, по кличке Граф, взять Георгия Вицина. Но, когда режиссёр увидел блестящее исполнение песни «Остров невезения», пластику и артистизм Андрея Миронова, то понял, что выбор был сделан правильный. Каждый дубль А. Миронов отыгрывал по-новому, не повторяясь, постоянно импровизируя. Ему аплодировала вся съёмочная группа. Геша Козодоев – жулик и прохвост – был так обаятельно сыгран А. Мироновым, что сумел влюбить в себя всю женскую часть зрительской аудитории. А вот сам актёр с сожалением позднее отмечал: «Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей высшее моё достижение в кино – это фильм «Бриллиантовая рука».

На роль второго бандита Лёлика пробовались Анатолий Папанов и Михаил Пуговкин. Худсовет утвердил Папанова. По роли Лёлик – матёрый рецидивист, но по замыслу авторов вся его безграничная и суровая власть распространялась только на Графа (А. Миронов). Многие выражения этого героя стали крылатыми: «Если человек идиот, то это надолго»; «Нет такого мужа, который хотя бы на час не мечтал стать холостяком»; «Бить буду аккуратно, но сильно!»; «Чтоб ты жил на одну зарплату!»; «За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники» и др. У Папанова долго не получалась сцена на рыбалке, когда его герой выныривает из воды. После очередного неудачного дубля замёрзший актёр, высунувшись из воды, рявкнул в сердцах на ассистента: «Идиот!» Это было случайно заснято, а потом Гайдай вставил эпизод в картину. По законам детективного жанра Лёлик должен вызывать чувство страха и неприязни. Но реакция зрителя при его появлении на экране всегда однозначна – смех. И как заметил один из критиков, «даже жулики у Гайдая жизнерадостно спешат к своему краху…»

Часть эпизодов с участием Нонны Мордюковой, сыгравшей роль «общественницы» из ЖЭКа по фамилии Плющ, была вырезана ещё на этапе сценария, а какие-то реплики пришлось менять по ходу съёмок. Например, в знаменитой фразе: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу», изначально вместо «любовницы» звучало слово «синагога». У членов худсовета было много претензий к игре актрисы, но, несмотря на это, образ героини Н. Мордюковой, обрисованный сатирическими средствами, получился одним из самых ярких («Я не знаю, как там в Лондоне, я не была, может, там собака - друг человека, а у нас управдом – друг человека»; «Наши люди в булочную на такси не ездят» и др.) А вот песен, написанных поэтом Л. Дербенёвым и композитором А. Зацепиным, цензура не коснулась: они сразу полюбились и критикам, и обычным зрителям. Песни «Остров невезения» и «Про зайцев» задумывались как пародия на низкопробные ресторанные шлягеры. Но, попав в контекст фильма, в исполнении главных героев приобрели иной, иронический смысл и зажили своей жизнью.

О том, что у комиссии Госкино будет много поправок и замечаний к «Бриллиантовой руке», Л. Гайдай предвидел ещё на этапе написания сценария и придумал необычный трюк. Первоначальная версия картины завершалась появлением на экране огромного облака от ядерного взрыва. Естественно, его тут же потребовали убрать. Л. Гайдай сделал мрачное лицо и ответил: «Это нужно, чтобы показать всю сложность нашего времени. Либо зарубаете всё целиком, либо оставляете как есть». Режиссёру дали 3 дня, чтобы он подумал, что можно переделать или сократить. Дело было под Новый год, и план нужно было закрывать. И когда Л. Гайдай позвонил и сказал, что согласен вырезать из финала ядерный взрыв, все вздохнули с облегчением. А фильм вышел в прокат именно таким, каким его и задумали авторы. Премьера состоялась 28 апреля 1969 года и имела грандиозный успех. А затем «Бриллиантовая рука»  триумфально пошла по всем кинотеатрам страны. На сеансах побывали за один год почти 77 млн зрителей, цифра невероятная для того времени. И сегодня он остаётся одним из самых популярных комедийных фильмов и, как отметил один из зрителей, «Бриллиантовая рука» похожа на хорошее коллекционное вино, оставляя привкус своего времени… Фильм просто гениален».

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский