СНИМАЕТСЯ КИНО! «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ»

22.06.2023 | 436 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

Этот фильм, без единого выстрела в кадре, считается одним из лучших о Великой Отечественной войне. Название картины – «Белорусский вокзал» - символично. С Белорусского вокзала поезда уходили на фронт, и, когда войска возвращались с фронта, эшелоны прибывали туда же. Герои фильма, четыре фронтовых товарища, сражавшиеся в одном десантном батальоне, расстались также на Белорусском вокзале летом 1945 года. Мирная жизнь развела их, и спустя четверть века они встречаются на похоронах своего боевого товарища: бывший командир роты, а теперь директор завода Харламов (актёр Алексей Глазырин), фронтовой разведчик, а ныне слесарь Приходько (Евгений Леонов), бухгалтер, бывший радист Дубинский (Анатолий Папанов) и журналист Кирюшин – сапёр (Всеволод Сафонов). И снова оживает пережитое. В начале фильма растерянные, с трудом поддерживающие общение, они начинают путь к осмыслению собственной жизни и обретению утраченной дружбы. Действие в картине происходит в течение одного дня. За это небольшое время главные герои сталкиваются с реалиями Москвы начала 70-х годов, с обыденностью той мирной жизни, за которую воевали. И эта реальность очень разная, не всегда достойная, и они даже в какой-то момент снова почувствовали себя как на фронте (сцены аварии, объяснение с молодым хамом, поведение в милиции). С удивительной жизненной достоверностью актёры сыграли своих героев, а ведь из них войну прошёл только А. Папанов.

Режиссёр фильма Андрей Смирнов, сценарист Вадим Трунин, оператор Павел Лебешев были в дни войны детьми. Отец режиссёра, писатель Сергей Смирнов, воевал, а потом долгие годы занимался поиском неизвестных героев войны, написал книгу об обороне Брестской крепости. И когда прочитал сценарий, сказал, что «он такой грустный, что можно подумать, что мы эту войну проиграли. Но потом он изменил своё мнение»,  - вспоминал Андрей Сергеевич.

Сценарий был принят, а вот А. Смирнову отказали, считая, что он снимает неправильные фильмы. Не стали работать над картиной режиссёры Лариса Шепитько, Марк Осипян. И тогда Смирнов с Труниным без всякой заявки начали дорабатывать сценарий и продумывать план съёмок. И только через год, после вмешательства руководителя Третьего творческого объединения киностудии «Мосфильм» Михаила Ромма, картину запустили в производство. Съёмки останавливали 4 раза и обсуждали на парткомах и худсоветах разного уровня. В сценарии сначала была прописана иная история: друзья поминают своего товарища в ресторане, и там к ним цепляется группа молодых людей. Завязывается драка, бывшие фронтовики дают достойный отпор, но оказываются в милиции. И здесь они освобождаются, скрутив охрану. Такой поворот начальство расценило как клевету на советскую действительность и запретило бить милицию в кадре. В другой раз картину чуть не закрыли, обвинив авторов в том, что герои выглядят какими-то неприкаянными, а не как победители.

С самого начала А. Смирнов и В. Трунин были убеждены, что сниматься в картине должны известные актёры. В результате проб были утверждены все  артисты, а вот роль Евгения Леонова – слесаря Ивана Приходько - была написана специально для него и стала одной из любимых у актёра. Е. Леонов вспоминал: «Именно этот трудяга – маленький, незаметненький – имеет необыкновенную душу. Он больше всех, этот работяга, интеллигентен, внутренне интеллегентен. Он больше всех любит свой дом, больше всех понимает, что это за слово – дружба. Этот маленький, обыденный человек высок и красив… Я его очень люблю…» На роль медсестры Раи в числе других пробовалась Ия Савина, а министру культуры Е. Фурцевой очень хотелось, чтобы снялась Инна Макарова. Но режиссёр сумел отстоять кандидатуру Нины Ургант, считая, что для этой картины было важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет. И было логично, что песню Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» исполнила именно она. Песня сразу не получалась. Снимали несколько дублей и всё мимо. Огорчённая Н. Ургант подняла глаза на партнёров – не злятся ли, что никак не получается? – и увидела, что её ребята плачут, все четверо. Следом расплакалась и сама актриса. Режиссёр дал указание: на камеру плакать должны только мужчины. После перерыва записали песню с первого раза. В наше время, без этой песни о простых русских парнях, перед которыми бессилен даже смертельный огонь, не обходится ни один праздник Великой Победы. Нина Ургант впоследствии вспоминала, как на одном из творческих вечеров к ней, после исполнения этой песни, вышел на протезах человек, у которого на лацкане пиджака были три ордена солдатской Славы. Со словами: «Сестрёнка моя! Сестричка моя!» он упал на колени и заплакал. Актриса взволнованно говорила: «Он назвал меня сестричкой. Понимаете, я не воевала, я была маленькой. Я просто сыграла их судьбы на экране. И они приняли меня в свои ряды».

В конце фильма А. Смирнов включил документальные кадры встречи солдат-победителей на Белорусском вокзале. И счастливое чувство братства, к которому пришли герои картины, с наивысшей силой запечатлено именно в этих кадрах.

«Белорусский вокзал» вышел в прокат 27 марта 1971 года, и за первый год его посмотрело 30 миллионов человек. Фильм и сегодня с успехом демонстрируется на экране и входит в Золотой фонд отечественного кино. Андрей Смирнов признавался: «Когда мы делали эту картину, то не рассчитывали на такую долгую жизнь». Но как недавно написал в своём отзыве один молодой зритель, «он будет актуальным и через 100 лет. В конце я аплодировал стоя. Это великий фильм, великий сценарий, великий режиссёр, великие актёры, великая страна, великий народ, великая Победа!»

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский