СНИМАЕТСЯ КИНО! "БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ"

16.02.2022 | 988 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени. С. Г. Чавайна и открытых источников.

Этот фильм любим многими. Но настоящими его знатоками стали наши космонавты. У них даже появилась традиция: перед полётом обязательно посмотреть "Белое солнце пустыни". А в шутку новичков проверяют на "профпригодность": просят перечислить всех жён Абдуллы. Есть кассета с фильмом и на борту "Международной космической станции".

Изначально "Белое солнце пустыни" должно было стать кинодрамой о гражданской войне. Но однажды сценарист Валентин Ежов, беседуя с бывшим комбригом Красной Армии, поинтересовался, бывали ли на войне какие-нибудь необычные случаи. "Конечно, были! Иногда преследуемые басмачи бросали в пустыне свои гаремы. Оставить женщин в пустыне - погибнут. Приходилось сопровождать "неожиданный подарочек" к ближайшему кишлаку. Намучаешься с ними". Стержень, вокруг которого должен был закручиваться сценарий будущего фильма, был найден, и первоначальное рабочее название картины звучало так: «Спасите гарем!»

Долгое время не могли найти режиссёра. Известно, что вначале фильм предложили снимать Андрею Михалкову-Кончаловскому, но он отказался. Предложение возглавить съёмки отклонили В. Жалакявичюс, Ю. Чулюкин, А. Тарковский. В конце концов сценарий был предложен режиссёру Владимиру Мотылю (1927 - 2010), которому пришлось на протяжении всей работы над фильмом вести войну с чиновниками от Госкино. Впоследствии он скажет: "Чем я больше думаю о причинах этого непредсказуемого успеха одной из девяти сделанных мною картин, тем больше мне представляется, что я как бы исполнитель чьей-то воли, мне, так сказать, помогал, нерукотворно помогал Господь". Спустя 30 лет после выхода картины на большой экран работа режиссёра была отмечена Государственной премией. Её Владимир Яковлевич Мотыль получил в 1998 году.

«Белое солнце пустыни» снимали частично в Каракумах, частично в Дагестане, в районе знаменитой песчаной горы Сары-Кум. Съёмки в Туркмении стали для киногруппы настоящим адом: жара стояла страшная. Лошади и люди едва выдерживали палящее солнце и валились с ног от изнеможения. Из девяти девушек, игравших жён Абдуллы, только двое были профессиональными актрисами. Остальных помощники режиссёра искали по всему Союзу. Задействованы были продавец, научный работник, спортсменка, балерина и даже ... жрица любви. Так как в такую жару сниматься приходилось целый день в гриме, в паранджах и тяжёлых одеждах, иногда девушек дублировали: в их костюмы переодевали худеньких солдат-срочников. Впоследствии одна из исполнительниц Велта Чеботарёнок вспоминала: «Самое смешное, что мы, жёны, из-за съёмочных трудностей так сдружились между собой, что везде ходили стаей. И здесь фильм ничего не выдумал. Наверное, в гареме можно выжить, лишь когда все вместе. Я много тогда поняла в восточной символике и в судьбе восточной женщины. Хотя бы про паранджу, которая нужна не только, чтобы чужой мужчина тебя не увидел, но и чтобы не обгореть: жара немыслимая, а шляп они не носят».

А вот актёр Анатолий Кузнецов, сыгравший главную роль в картине - красноармейца Фёдора Сухова - сразу отказался от дублёра. Ему приходилось с тяжёлой скаткой обходить несколько километров, чтобы, не оставляя следы на песке, зайти к месту съёмки, затем ждать условного сигнала от оператора, а затем снова на жаре ждать на случай повторного дубля. Ни одну работу А. Кузнецова (снялся более чем в 90 фильмах) нельзя сравнить с этой ролью. По словам, В. Мотыля, Сухов - типичный крестьянин, который волею судеб оказался на фронте. Война для него - проклятие и обуза. Он рвётся домой, в родную деревню, грезит о любимой жене Катерине Матвеевне. Мастерство Кузнецова - его пластики, мимики, выразительных жестов - состояло в том, что намерения его героя выражались в словах очень скупо, а поступки были выверены точно и грамотно, с врождённой крестьянской смекалкой. Он готов бороться до последнего, даже если силы неравны. Ему удаётся склонить в борьбе против басмачей и категоричного Верещагина, и свободолюбивого Саида.

Долго не могли найти исполнителя на эпизодическую роль таможенника Павла Верещагина, неторопливого и обстоятельного, знающего цену жизни и смерти. Но то, как сыграл эту роль Павел Луспекаев, позволило из эпизодического героя – пьяницы Верещагина – сделать почти эпическую фигуру. Вспоминает Николай Годовиков (в фильме - Петруха): «Луспекаев ходил на протезах. Ему было очень трудно, но он старался этого не показывать. Практически работал без дублера. А после съёмки отходил в сторону, садился у моря, опускал ноги в воду, и у него аж слёзы были на глазах…» 14 ноября 1968 г. в тонстудии «Ленфильма» Павел Луспекаев записал песню «Ваше благородие» (стихи Булата Окуджавы, музыка Исаака Шварца), ставшую визитной карточкой картины. К сожалению, он не дожил до премьеры фильма, скончался в 1970 г.  Британский актёр Лоуренс Оливье писал о нём: «В России есть один актёр – абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно». Позже в городах России (Кургане, Москве) у зданий таможенного управления, появились памятники Верещагину, ставшие одновременно и памятником Павлу Луспекаеву.

Многих удивил выбор режиссёра на роль Саида Спартака Мишулина. Владимир Мотыль был давно знаком с Мишулиным, ещё в 1950-е годы ставил в Омском театре пьесу «Клоп», где Спартак играл сразу несколько ролей. В «Белом солнце пустыни» Мишулину пришлось непросто. Он залезал в ящик, который закапывали в песок так, что среди песка виднелась только голова актёра. Однажды рядом с ним проползла змея, в другой раз им заинтересовался верблюд. Обнюхав голову Спартака, он плюнул и удалился прочь. Саид отвечает благодарностью Сухову за своё спасение, и в то же самое время просит его не вмешиваться в их обычаи, в частности, в кровную месть: «Джавдет мой. Встретишь - не трогай его».

Колоритен и образ главного басмача – Чёрного Абдуллы. По словам В. Мотыля, он хотел, чтобы Сухову противостоял не просто бандит и убийца, а мужественный красавец.  Грузинский актёр Кахи Кавсадзе блестяще справился с этой ролью, и она стала для него звёздным часом в кинематографе.

Судьба фильма была очень непростой. По разным причинам его долго не хотели утверждать ни в Госкино, ни в ЭТО (Экспериментальное творческое объединение). И скорее всего положили бы на полку, если бы картину не посмотрел генсек Л. И. Брежнев, пришедший от неё в полный восторг. Фильм вышел в прокат в 1970 г. и оказался на втором месте после киноэпопеи «Освобождение». И до сегодняшнего дня картина "Белое солнце пустыни" является одной из самых известных в истории советского кинематографа, а фразы героев вошли в разговорный русский язык и стали крылатыми: «Восток – дело тонкое!»; «Мёртвому, конечно хорошо. Но уж больно скучно»; «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»; «Гюльчатай! Открой личико,а?», др.

По итогам опроса, посвящённого 100-летию российского кино, «Белое солнце пустыни» было выбрано для акции «Последний сеанс тысячелетия». Сеанс этот состоялся 31 декабря 1999 года в московском киноцентре «Дом Ханжонкова».

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, заведующей отделом литературы по искусству.

Русский