ШЕДЕВРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Жорж Санд

01.07.2021 | 2188 просмотра(ов)

1 июля родилась прославленная французская писательница Жорж Санд (1804 – 1876), представительница психологического и социально-романтического направления во французской литературе ХIХ века.

 

Аврора Дюпен, писавшая под мужским псевдонимом Жорж Санд, родилась в 1804 году в Париже. Очень рано, в четырёхлетнем возрасте, осталась без отца. Образование девочка получила в монастыре, где хотела остаться на всю жизнь, но в жизни пошло всё по другому пути. Помимо изучения Евангелия и проведения долгих часов в молитвах в монастыре она много читала Шекспира и Мильтона, Руссо и Байрона, Паскаля и Монтеня. Это была настоящая сокровищница знаний, развивавших её фантазию и расширявших кругозор. Пытливый ум Авроры хотел многое постигнуть. К тому же её бабушка-аристократка, образованнейшая женщина следила за умственным и физическим развитием девочки, привила любовь к литературе, обучила её светским манерам. А в 1821 году Аврора, после смерти горячо любившей её бабушки, становится наследницей её богатого поместья Ноан. В следующем же году выходит замуж за состоятельного человека, барона Казимира Дюдевана, но семейная жизнь не задаётся. Знатная и богатая женщина, ничего не взяв с собой, уезжает в Париж.

 

Аврора пытается быть самостоятельной и начинает работать в газете «Фигаро». Одновременно начинает писать фельетоны, рассказы, стремясь занять своё место в литературном мире. Задача была исключительно сложной, ведь тогда уже блистали Шатобриан, Гюго, Бальзак, Виньи, Мюссе. Но первый же роман «Роз и Бланш» (1831), написанный в соавторстве с писателем Жюлем Сандо, с которым они сотрудничали в редакции газеты, был удачным. Правда, подписан он был только именем Жюль Сандо. История, рассказывающая о монастырской жизни и быте провинциальных дворян, был оценена читателями и критиками.

 

В том же году Авроре Дюдеван удалось опубликовать новеллу «Примадонна» и рассказ «Дочь из Альбано». Первый успех окрылил её. Поверив в свои силы, молодая писательница уже не могла не писать, поэтому вскоре последовал её самостоятельный роман – «Индиана» (1832). Аврора Дюдеван подписывает его псевдонимом Ж. Санд, который далее превратился в Жорж Санд. Отныне она вступает во французскую литературу как полноправный писатель. Вслед за «Индианой» появляются «Валентина», «Лелия» (1833), «Жак» (1834). Жорж Санд пишет в жанре психологического романтического романа, в котором на первом месте стоит внутренний мир человека, сокровенные страдания человеческой души.

 

В романе «Индиана» главная проблема – это «женский вопрос». Бесправие женщины Жорж Санд рассматривает как лишь одно из проявлений несправедливого общественного устройства эпохи Реставрации (действие романа происходит в 1828 году). Героиня романа Индиана страдает от нравственного гнёта деспотичного, жадного и жестокого мужа и находит духовное освобождение в любви к другому мужчине, поразившего её воображение своей необычностью, непохожестью на её мужа. Но здесь тоже всё непросто: любимый оказывается зависимым от мнения светского общества, поэтому отказывается от неё. К тому же он оказывается расчётливым, преследующим свои меркантильные интересы, холодным и не способным на подлинные чувства. Жорж Санд в «Индиане» сочувствует своей героине как жертве деспотизма, обмана и эгоизма.

В следующем романе «Валентина», а впоследствии и в других произведениях, молодая романистка, избрав тему величия женской души, утверждает идеал семьи, основанный на сердечности отношений супругов. Жорж Санд, выросшая свободолюбивой личностью, возводит в норму разрушение ненавистного брака, если в нём нет равноправия, которое разбивает человеческие сердца. Вообще она обладала воображением романтика, то есть понимала любовь как возвышенное переживание и в своей личной жизни, и в жизни её героинь.

 

В ранних романах Жорж Санд мало персонажей, рамки повествования довольно узки. Социальные мотивы раскрыты не так широко, главное в них – раскрытие психологии личностей, поэтому, как отметила писательница, «протест против тирании вообще я заключила в рамки семейной жизни только потому, что не имела намерения создать что-нибудь широкое, чем роман нравов».

Но уже в дальнейшем в её произведениях теряется камерность, меняются эстетические взгляды. Писательница обращается к жанру социально-утопического романтического романа. Одно из лучших произведений в этом жанре – роман «Консуэло» (1943). В нём раскрывается отношение к искусству различных социальных классов на фоне жизни ХVШ века. Главная героиня, прототипом которой послужила знаменитая Полина Виардо, молодая талантливая цыганка Консуэло. Вышедшая из народных низов одного из уголков Испании, она благодаря своему прекрасному голосу была замечена известным итальянским композитором Порпорой. Под его руководством она получает образование в одной из музыкальных школ Венеции. Далее становится известной венецианской оперной певицей, воплощая демократический идеал искусства. Верность этому идеалу Консуэло сохраняет всю жизнь и дарит людям свой талант, пройдя через многие нелегкие испытания. Это и долгие скитания по разным странам, козни аристократов, трудный для женщины выбор между славой и личным счастьем, а также любовь, принесшая ей много радости и страданий.

Во второй части дилогии «Графине Рудольштадт», которая представляет собой логическое продолжение романа «Консуэло» автор переносит действие в Берлин, ко двору прусского короля Фридриха П. Здесь среди множества персонажей, в том числе и реальных исторических личностей, писательница смогла создать напряжённую интригу, в центре которой главная героиня.

Несмотря на грандиозный размер дилогии о Консуэло, читательский интерес был неимоверным. Кругом все только и говорили об этих романах. Жорж Санд стала звездой на литературном небосклоне Парижа.

В эти же 40- е годы Жорж Санд пишет повести из сельской жизни: «Чёртово болото», «Франсуа-найдёныш», «Маленькая Фадетта». Писательница хорошо знала свой родной край, постоянно проявляла интерес к народному быту, устоям французской деревни, поэтому ей было интересно изображать деревенскую жизнь, нравы и характеры крестьян, описывать природу. Всё это составляло неотъемлемую часть многих её романов, очерков, рассказов, созданных и в более позднее время.

 

В следующий, третий период своего творчества Жорж Санд продолжает писать романтические произведения, вернувшись к проблематике и стилю психологических романов своего начального писательского периода. Это такие произведения, как «Снеговик» (1858), «Исповедь молодой девушки» (1864) и другие. В этот же период она уделяет много внимания статьям и письмам, пишет мемуары «История моей жизни».

 

.Жорж Санд, наряду с английской писательницей Джейн Остин, стоит у истоков одного из популярнейших жанров ХХ века – «женского романа». Но, в отличие от её современных последовательниц, французская романистка не ограничивалась повествованием о личных переживаниях женщины, стремящейся обрести счастье со своим избранником. Она с романтическим пафосом касалась проблем социального положения женщины, отстаивая её равенство с мужчиной, открывая читателям глубину и самобытность её внутренней жизни, раскрывая ее способности и таланты.

 

В России Жорж Санд читал каждый, кто умел читать. Наряду с Гюго она, как никто из французских писателей, оказала влияние на целое поколение русских писателей, включая Достоевского, который преклонялся перед ней и Тургенева, ставшего одним из её близких друзей. Сегодня прошло почти полтораста лет со дня смерти Жорж Санд, но её творения не потеряли своей художественной ценности. Её произведения издаются и переиздаются, а самое главное – ЧИТАЮТСЯ! В фонде Центра чтения имеется Собрание сочинений Жорж Санд в девяти томах Ленинградского издательства «Художественная литература» (1971) в прекрасном полиграфическом исполнении, Собрание сочинений в пятнадцати томах московского издательства «Художественная литература» (1996), множество избранных произведений, а также литературоведческий материал о её жизни и творчестве, который был использован при подготовке данного материала.

Представляем вашему вниманию некоторые издания:

Санд Ж. Собрание сочинений. В 9 т. Т.1. Индиана; Валентина : романы / перевод с французского. – Ленинград : Художественная литература, 1971.

Санд Ж. Собрание сочинений. В 15 т. Т.7. Консуэло : роман: Главы I–LX / перевод с французского. – Москва : Художественная литература, 1996.

Санд Ж. Чёртово болото : роман, повести. – Москва : Эксмо, 2011. – (Зарубежная классика).

Трескунов М. Жорж Санд : критико-биографический очерк. – Ленинград : Художественная литература, 1976.

 

Коротко об интересном.

 

  • В детстве Аврора играла в компании крестьянских детей. Она говорила с ними на их языке, помогала им доить коров и коз, бродила по окрестным лесам и полям, была лихой наездницей, научилась народным танцам.

 

  • Счастливой семейной жизни с Казимиром Дюдеваном, единственным законным мужем, у неё не получилось, но дети – сын Морис и дочь Соланж были горячо любимыми и желанными. Она была преданной матерью и заботливой бабушкой.

 

  • Жорж Санд была очень работоспособной: писала с вечера до пяти утра. Так же как Гюго и Бальзак, Санд была «неутомимой машиной для письма».

 

  • Эпатажная для ХIХ века женщина, Жорж Санд любила носить мужской костюм, курила сигары. Могла себе позволить вести разговор с кем бы то ни было в фамильярном тоне.

  • Художественные вкусы, личные чувства сблизили Жорж Санд с великим композитором Шопеном, роман с которым длился почти 10 лет. На протяжении всех этих лет Жорж Санд оберегала покой своего друга, чей талант очень высоко ценила.

 

  • В своём поместье Ноан она окружила себя друзьями, в число которых входило множество известных личностей, в том числе Эжен Делакруа, Ференц Лист, Полина Виардо, Густав Флобер и другие.

 

  • Жорж Санд была человеком, одарённым физическим здоровьем и живостью ума до преклонных лет. Умерла она в 1876 году в возрасте почти семидесяти двух лет и была похоронена на семейном кладбище в Ноанском парке, которое в наши дни является местом паломничества многочисленных почитателей её таланта.

 

Читайте и перечитывайте зарубежную классику!

 

Следующий материал будет посвящён Теодору Драйзеру (1871–1945), американскому писателю, родившемуся 27 августа. В этом году отмечается 150 лет со дня рождения.

 

Материал подготовлен В. В. Зориной, главный библиотекарем Центра чтения

Русский