ШЕДЕВРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Оскар Уайльд

16.10.2021 | 1442 просмотра(ов)

16 октября родился Оскар Уайльд (1854–1900) – великий английский писатель, блестящий стилист, неподражаемый острослов, неординарная личность своего времени. Его жизнь стала одной из скандально-популярных, а произведения заняли почётное место в истории мировой литературы. В своём таланте он никогда не сомневался, поэтому, не кривя душой, однажды заявил: «Я был символом искусства и культуры своего века. Я понял это на заре своей юности, а потом заставил и свой век понять это».

 

Оскар Фингал О Флаэтти Уиллс Оскар, ирландец по происхождению, родился в Дублине в семье известного врача Уильяма Уайльда и писательницы Джейн Франциски Элджи. Мальчик рос в атмосфере творчества. Их дом пользовался славой изысканного салона, который посещали яркие, творчески одарённые люди. С ранних лет полюбивший чтение, он поражал окружающих своими познаниями и остроумием. Все предметы в школе Оскару давались легко, поэтому ему не составило особого труда окончить школу с золотой медалью. После школы Оскар учился несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы, где увлекался древнегреческой культурой, античной историей, эстетикой.

 

Далее Уайльда как лучшего учащегося колледжа направляют в Оксфордский университет, где он получает прекрасное классическое образование. Здесь увлекается лекциями по истории искусства профессора Джона Рескина, крупнейшего английского эстетика ХIХ века, который утверждал идею первостепенного значения красоты для жизни человека. Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привёл юношу к бунтарству против буржуазных ценностей. Но бунт скорее был эстетический и проявлялся в изысканно-красивых стихотворениях, в скептическом взгляде на вещи, в эпатажном стиле одежды и манере поведения.

 

Уайльд, благодаря своей коммуникабельности, умению говорить и заставить себя слушать, отправляется в Америку для чтения лекций по английской современной литературе. До этого он издал в 1881 году в Лондоне свою первую небольшую книгу стихов, которая осталась неоценённой современниками. Он исколесил всю страну, выступая перед различной аудиторией с лекциями о Прекрасном. Турне по городам за океаном, благодаря его блестящим выступлениям, способствовало популярности Уайльда, а сам он обогатился новыми впечатлениями и литературным опытом, встречаясь с известными американскими писателями Марком Твеном, Генри Лонгфелло, Уолтом Уитменом. Но своё место в литературе Оскар Уайльд очень долго не мог найти. Казалось, что он навсегда останется остроумным собеседником, автором малоизвестного сборника стихотворений.

Вернувшись в Лондон из Америки, Уайльд женится на Констанции Ллойд, дочери известного юриста. В 1885 году у супругов родился сын Сирил, а в ноябре 1886-го ещё один - Вивиан, для которых счастливый отец сочиняет сказки. Публикуются сборники сказок «Счастливый принц» и «Гранатовый домик». Размышления о добре, красоте станут сквозными в содержании сказок, как и во всём творчестве Уайльда. В то же время любая сказка Уайльда – это философское произведение, в котором много морали и нравственных проблем.

В Лондоне Уайльд становится широко известен благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание. Он самый желанный гость в любом салоне. Уайльда часто звали для развлечения посетителей: «Приходите обязательно, сегодня будет этот ирландский остроумец». Но одновременно на него обрушивается шквал критики, упрекавшей писателя в том, что он не мог научить читателей ничему хорошему, что в его произведениях лишь одно голое эстетство. Но он с лёгкостью – совсем по-уайльдовски – отбрасывает критику от себя. И лишь целиком погружается в творчество, а чтобы содержать семью работает редактором журнала «Женский мир». О талантливой журналистике Уайльда высоко отзывался Бернард Шоу.

В 1887 году О. Уайльд публикует повесть «Кентервильское привидение», в котором было смешение элементов «готического» и обычных стилей, что придавало произведению прелесть новизны. А «Преступление лорда Артура Сэвила» приковывало внимание читателей стремительным развитием сюжета. Далее выходят в свет «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер» и другие.

В 1890 году издают его роман «Портрет Дориана Грея», который приносит Оскару Уайльду сногсшибательный успех. В то же время роман вызывает шквал негативных оценок критиков, обвиняющих роман в безнравственности. Главный герой романа, красавец Дориан, – фигура двойственная, неоднозначная. Он хочет остаться молодым вечно, и вместо героя стареет написанный художником его портрет, который как бы впитал его душу. Отрицательное влияние ещё одного персонажа лорда Генри зародило в Дориане злые помыслы. Все дурные поступки героя стали отражаться на портрете. Внешне Дориан не старел и выглядел всё так же прекрасно, однако душа его заполнялась чернотой. И портрет становился всё безобразнее и старее. Тонкий эстет и романтик Дориан становится в итоге безжалостным преступником. А попытка сохранить свою необычайную красоту и молодость оборачиваются провалом. Смерть Дориана в конце романа расставляет всё по своим местам. Ничто не проходит незамеченным. В результате, каждый получает то, что он заслужил. Роман Уайльда продолжает быть очень актуальным и сегодня. Разве погоня за вечной молодостью или за какими-то эфемерными жизненными благами порой не оборачивается потерей своего истинного лица?!

 Сегодня «Портрет Дориана Грея» – самое знаменитое произведения Оскара Уайльда, но прижизненная слава пришла к нему в пору создания им пьес для театра. Так появление комедии «Веер леди Уиндермир» (1892) превзошло все ожидания. Далее последовали «Женщина, не заслуживающая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьёзным» (1895). Все театры стремились поставить на своих сценах пьесы именно О. Уайльда. Они покоряли лондонскую публику своим изяществом, непринуждённостью, остроумием. Когда спрашивали автора, что он хотел сказать своими пьесами, то он отвечал: «Очень просто – надо подмечать серьёзное в любых пустяках и пустячное во всём серьёзном». Люди просто смеялись и недоумевали: как же до сих пор никто не додумался до этой превосходной словесной игры? Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, тонкость языка и совершенство стиля.

Казалось бы находящегося в ореоле славы Уайльда впереди ждут блестящие перспективы. Но всё было неожиданно зачёркнуто судебным процессом над писателем. В 1891 году Оскар Уайльд знакомится с лордом Альфредом Дугласом, привлекательным и избалованным юношей. Отношения с ним вскоре станут причиной публичного скандала и обернутся главной трагедией его жизни. Оскара обвинят в непристойном поведении и безнравственности. С 1895 по 1897 год он будет отбывать заключение в Редингской тюрьме. Тяжёлые годы заключения полностью сломили талантливого писателя. После освобождения Оскару пришлось поселиться во Франции, так как на родине по молчаливому сговору его имя предали забвению. Триумф сменился падением в бездну, комфорт и достаток – существованием на грани нищеты. Впоследствии он взял имя Себастьян Мельмот и написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы». Эта «тюремная исповедь» произвела эффект разорвавшейся бомбы. В ней он описал чудовищную несправедливость по отношению ко многим узникам тюрьмы, тем самым став выразителем страданий униженных и оскорблённых.

 Оскар Уайльд скончался в Париже 30 ноября 1900 года. И почти сразу же начинается его посмертная слава. Именно французы заложили фундамент для мирового признания писателя. В викторианской же Англии его имя было фактически под запретом.

 Темы его произведений ассоциируются в сознании современников с перипетиями его драматически сложившейся жизни, а сама жизнь – с чередой судеб «проклятых поэтов», отмеченных, каждый в свой час, клеймом общественного порицания, недопонимания. Сегодня читают и переводят его стихи, ставят его пьесы, снимают фильмы по его произведениям. Один только «Портрет Дорина Грея» был экранизирован в разных странах более 30 раз!

 

Все произведения Оскара Уайльда переведены на русский язык. Фонд Центра чтения Национальной библиотеки располагает этими книгами в полном объеме. Они всегда востребованы читателями библиотеки и по многолетним наблюдениям библиотекарей наибольшим спросом пользуются «Кентервильское привидение», «Портрет Дориана Грея», комедии «Идеальный муж», «Веер леди Уиндермир», сказки «Счастливый принц», «День рождения Инфанты», «Рыбак и его душа».

 

Предлагаем вашему вниманию некоторые произведения О. Уайльда из фонда Центра чтения:

Уайльд О. Портрет Дориана Грея : роман ; Сказки. Пьесы. Баллада Рэдингской тюрьмы. – Москва : НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003. – (Золотой фонд мировой классики).

Уайльд О. Английские народные сказки. Кентервильское приведение : повесть. – Москва : АСТ- ПРЕСС, 1993.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея : роман, повести, рассказы. – Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – (Мировая классика).

Уайльд О. Портрет Дориана Грея : роман. – Москва : Издательство АСТ, 2015. – (Эксклюзивная классика).

 

 Высказывания остроумного и неподражаемого Оскара Уайльда:

1. Ничто так не мешает роману, как чувство юмора у женщины и его отсутствие у мужчины.

2. Спорить – это так вульгарно. Ведь в приличном обществе всегда придерживаются одного и того же мнения.

3. В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна – когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая – когда получаешь.

4. Очень опасно встретить женщину, которая полностью тебя понимает. Это обычно кончается женитьбой.

5. В Америке, в Скалистых горах, я видел единственный разумный метод художественной критики. В баре над пианино висела табличка: «Не стреляйте в пианиста – он делает все, что может».

6. Всякий раз, как со мной соглашаются, я чувствую, что сболтнул глупость.

7. У меня очень непритязательный вкус – достаточно самого лучшего.

8. Чужие драмы всегда невыносимо банальны.

9. Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать её от людей.

10. Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора – чтобы утешить тем, что у него есть.

 

Читайте и перечитывайте шедевры зарубежной литературы!

Следующий материал будет посвящён австрийскому писателю Стефану Цвейгу (1881–1942), который родился 28 ноября. 140 лет со дня рождения

 

Материал подготовлен В. В. Зориной, главным библиотекарем Центра чтения

Русский